Шлем ужаса пелевин смысл

Шлем ужаса пелевин смысл

Код Пелевина – расшифровка «Шлема Ужаса»

Если вы не читали «Шлем Ужаса» Виктора Пелевина – прочитайте, и напишите свою версию расшифровки кода. До тех пор, пока вы этого не сделали, не читайте того, что написано дальше!

Я прочитал этот рассказ дважды. Второй раз читал с листочком и карандашом, записывая интересные моменты и возникающие вопросы. Некоторые из этих записей помогут в расшифровке кода, другие интересны сами по себе, а некоторые полностью бесполезны. Список вопросов можно найти тут.

Настоятельно рекомендую вам всё же прочитать «Шлем Ужаса» если вы ещё не прочитали его. Может быть у вас появятся свои вопросы или вы будете знать ответы на некоторые из тех, которые появились у меня. И может быть у вас будет своя версия расшифровки. Или не будет никакой. Что тоже вариант.

Я вас предупреждал!

Всё, что написано ниже не имеет никакой ценности, так как моё осознание нельзя передать с помощью текста. Можно придумать такой текст, который приведёт к осознанию чего-то, что у каждого своё и бесполезно, или даже вообще непонятно, для других. Не буду вас пугать, но если вы читаете это Шлем Ужаса вам уже не снять.

Осознание первое: жизнь – это лабиринт. Он может быть любым: запутанными дебрями, красивым парком, фанерным домом, храмом, который построил Господь во славу свою, подземной канализацией или воздушным замком. Главное, что выхода нет. Люди думают, что обладают свободой в той или иной степени, но это свобода внутри лабиринта. Из лабиринта нет выхода просто потому, что за его пределами просто ничего не существует. Какое бы мы не выбрали жизненное кредо от стоицизма до нигилизма, от классицизма до постмодернизма – это только способ блуждания в лабиринте.

Но на самом деле выход есть. Или, скажем иначе – нет никакого лабиринта.

Но вернёмся к самому началу. Кто такой Минотавр, на ком Шлем Ужаса, и главное где Тесей (или Тезей)?

Вспомним, что книга написана в виде стенограммы разговора неких персонажей названных вымышленными именами. В определённом месте все участники диалога образуют слово MINOTAUR из первых букв своих псевдонимов. Ещё раньше высказывается предположение, что они есть частями Шлема Ужаса. И всё время они подозревают, что кто-то из них Минотавр, а кто-то, возможно, Тезей. Ещё одним из важных моментов является то, что они существуют не все сразу – текст, печатаемый одним, сменят напечатанный другим. Но есть и ещё интересный вывод из этого наблюдений: этот процесс создаёт иллюзию, что всё это происходит во времени. Один «говорит» перед другим, а третий «говорит» после второго. В данной реальности говорить значит существовать. Всё это вместе взятое и есть бытие Минотавра.

Что бы вы не думали – думаете вы в виде текста. Получается что кто-то всю жизнь читает книгу, которая кем-то непрерывно печатается в сознании. И пока он читает, он отождествляет себя с разными персонажами. Вспомним молодые годы: разве мы не искали клады вместе с Томом Сойером, разве не сражались с гвардейцами вместе с Д’Артаньяном или не искали разгадки вместе с доктором Ватсоном? Читая книгу мы переживаем вместе с героями, вместе с ними проходим по всем линиям сюжета. Одно событие сменяет другое, за поворотом судьбы – новая линия сюжета. Но разве в то же самое время книга не существует сразу вся, целиком и сразу? Мы можем начать читать с любой страницы и в любое время – текст просто есть, а время возникает когда этот текст читается.

Осознание второе: Все участники диалога, Минотавр, Минос и даже Тезей существуют в виде текста. Посмотрите на это прямо. Не вникая в хитросплетения сюжета и романтические приключения. Большую часть повествования персонажи существуют как отдельные сущности, временами они объединяются в Минотавра, Миноса, а в конце и Минозавра. Минотавр всё время прячется за буквами и словами. Но если оторваться от книги то всё это существует в виде похожего текста, который постоянно проговаривается в нашем сознании.

От куда берётся этот текст? Кто его пишет? Текст возникает примерно так: «На твоё лицо ложится нежный отблеск летнего дня …» – его генерирует Шлем Ужаса, который есть не что иное как ум Минотавра.

Другое имя Минотавра – Астериск. Так же называется звёздочка, которой в книгах обозначают сноски. Что это, как не прямое указание на то, что самое важное находится за пределами это самого текста? Подлинное имя Астрерий – это шаг ещё дальше: не просто за текст, но за книгу.

Читайте также:  Серийный номер adobe flash pro cs5

Лабиринт – место где живёт Минотавр. Где же ещё может существовать текст, как не в хитросплетениях сюжета? «Построю лабиринт, в котором смогу затеряться …» – так начинается весь этот креатифф. Вот эта самая книга и есть Лабиринт, на страницах которой прячется Минотавр. А где Тезей? Он вне книги. Он читатель. Пока он читает книгу Минотавр живёт самой настоящей жизнью. В книге есть всё: и добро и зло, и правое и левое, хорошее и плохое, и даже сама книга и даже минотавр который читает книгу о том что он читает книгу. И даже дискурс тоже в книге.

Теперь самое интересное, ради чего всё это затевалось. В своей жизни читая книгу мы можем оторваться от сюжета и поднять глаза, посмотреть на мир вне повествования. Даже если сюжет захватывающий и автор – гений. Ну вот теперь и сделайте это!

Роман Виктора Пелевина "Шлем Ужаса" — часть интернационального проекта "Мифы" британского издательства Canongate, заказавшего нескольким современным писателям — Пелевину, Умберто Эко, Маргарет Этвуд — сочинить романные версии известных мифов. Этот роман уже переведен на английский язык. В русской версии "Шлем ужаса" был издан сначала в аудиоварианте, а позже в виде книги. Текст практически один и тот же, за небольшими исключениями: один герой удачно переименован (из Сартрика он стал Сливом) и изъяты некоторые его реплики в ключевом диалоге.

Так говорит об этом проекте сам В. Пелевин: "Это очень интересный проект издательства: всем участникам было задание: написать версию какого-нибудь мифа по своему выбору, в любой форме. Я попросил дочку своих знакомых итальянцев выбрать для меня миф, она долго думала, а потом прислала мне мэйл с одним единственным словом Minotaurus:".

"Шлем Ужаса" — это современное переложение мифа о Тесее и Минотавре, созданное в форме гипертекста, возникшего в пространстве Интернет-чата. Восемь существ, сами не знающие, где они, но повстречавшиеся на одной "нити" чата, из подсказок — собственных имен, снов деталей — догадываются, что кто-то поместил их в виртуальный лабиринт, где разыгрывается миф.

Первые попытки переосмысления мифологического материала были предприняты еще в античности, но до настоящего времени так и не оформилось единого общепринятого мнения о мифе. Так, например Афанасьев называет миф древнейшей поэзией, а Р. Барт понимает миф как коммуникативную систему, [1].

Стоит заметить еще и то, что мифы являются источником сюжетов и образов во все времена развития искусства и что мифом может стать созданная автором новая реальность, которая моделируется в соответствии с законами древнего сознания. Эта реальность не ограничена мифическими персонажами, это может быть и сюжет, и сама структура мифа — нечто реальное, интерпретирующееся особым образом. Итак, по выражению Р. Барта, "мифом может быть все".

Миф, используемый писателем в произведении, приобретает новые черты и значения. Авторское мышление накладывается на мышление мифопоэтическое, рождая, по сути, новый миф, несколько отличный от своего прототипа.

И если в начале века модернисты переосмысливали миф, то постмодернисты играют мифическими сюжетами и образами. В этом можно увидеть явление интертекстуальности, свойственное для литературы ХХ века.

Рассмотрим мифологические мотивы в романе В. Пелевина "Шлем ужаса".

Роман имеет несколько мифов-первоисточников, например, само название романа — "Шлем Ужаса" — взято автором из скандинавской мифологии. Шлем Ужаса (aegish-jarm) принадлежал клану Одина, главное его свойство заключалось в том, что носящий его наводил ужас на все живое. В "Саге о Вельсунгах" говорится, что шлем является частью сокровищ Нибелунгов. Герой Сигурд возвратил это сокровище богам, убив чудовищного змея Фафнира [2].

Однако нордическая тема в романе существенно подавлена темой греческой. Говоря о мифологических персонажах в романе, стоит заметить, что одна из главных героинь носит имя Ариадна. "Ариадна в греческой мифологии — дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка солнца Гелиоса" [3]. Именно она спасла Тесея из лабиринта. Влюбившись в него, Ариадна дала ему клубок нитей, разматывая который Тесей нашел выход из лабиринта.

У Пелевина Ариадна — героиня, поддерживающая всю смысловую организацию романа. Ее сны, рассказанные остальным, дают понять многое, например, устройство и принцип действия Шлема Ужаса. Можно сказать, что ее повествование в романе — это "нить Ариадны", которая может спасти, а может и запутать.

Другие мифические персонажи у Пелевина представлены не так ярко. Тесей, которого все так ждут, появляется лишь один раз, и только для того, чтобы из начальных букв имен героев "создать Минотавра" [4]. А однажды даже из Тесея трансформируется в Зевса [5].

Читайте также:  1500 Мач сколько это часов

Связь Зевса и Минотавра не случайна. По мифу, Рея родила Зевса в лабиринте пещер Дикта на Крите. Фетишистские символы почитания Зевса Критского в виде двустороннего топора сохранились именно там. Изображение такого топора часто встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите является зооморфным воплощением Зевса (вспомним, что именно в образе быка Зевс похищал Европу). И Минотавр есть одна из ипостасей Зевса Критского.

В романе о Минотавре говорят все, его видит Ариадна в своих снах и другие герои наяву. Здесь употребляется и другое имя Минотавра — Астерий, то есть "звездный". Согласно мифу, Минотавр — чудовище-человекобык, жившее на Крите. Он был рожден Пасифаей, женой Миноса, от быка, посланного Посейдоном на Крит (по другим источникам, — от самого Посейдона).

Даже герои, не имеющие, на первый взгляд, ничего мифического, у Пелевина тем или иным образом связаны с мифологией. Например, героиня по имени UGLI666. Ugly в переводе с английского — ужасный, безобразный. В скандинавских сказаниях существует слово Игг — ужасный. Также есть миф об Иггдрасиле — "ужасном дереве". Это дерево имеет три корня, которые опускаются до Хеля, таинственного подземного мира, и расходятся оттуда к Ётунхейму, царству великанов, и Мидгарду — земле, обители людей. Его крона постирается над всем миром, а ветви достигают Неба, на них живут боги и павшие герои. Это и объясняется тот факт, что именно этой героине привиделся лабиринт в форме дерева [6].

Трансформация имен героев есть ни что иное, как языковая игра. Это явление свойственно для литературы постмодернизма. В этом можно увидеть принцип карнавализации, отмеченный И. Хассаном как один из признаков постмодернизма.

В произведении Пелевина нередко используются и символы. Мы выделим символы, наиболее часто встречающиеся в романе и имеющие отношения к мифологии.

Конечно, главным символом, проходящим через все произведение, является лабиринт. Здесь лабиринт свой у каждого героя: у кого-то — нескончаемая аллея в парке (Изольда, Ромео), у кого-то подвал с картонными перегородками (Организм), у кого-то просто пустая комната со столом, на котором лежит пистолет с одним патроном (Монстродамус). Сами рассуждения и поиск героями выхода из того места, куда они попали — то же лабиринт. И, наконец, сам текст, с его языковыми играми — лабиринт для читателя.

Слово "лабиринт" имеет одну основу со словом "лабрис" — двойной топор. Его изображение "преследует" героев (например, на дверях в их комнатах). В целом, лабиринт как символ Пути выражает идею движения человека к истине, это то, что вынуждает человека двигаться, выводит из состояния инертности. Прохождение через лабиринт — это обновление, преображение, новое рождение[7] (что, в принципе и происходит в конце романа).

Шлем. В произведении описывается сложное устройство шлема ужаса. Разговоры и мысли героев касаются его непосредственно. Несколько раз он являлся им в виде маски. Шлем означает защиту и сохранение. Атрибут воина или героя. В геральдическом символизме шлем означает скрытую мысль.

В романе шлем трансформируется и в маску (". на голове у него (Астериска) был шлем, похожий на маску гладиатора, — каска с широкими полями и пластина в дырочках на месте лица. На этом шлеме было два рога. "[8]), и в вуаль (". у шляпки была вуаль в круглых дырочках, за которой совсем не было видно лица. Все это было красиво, но отчего-то мне стало тревожно. А потом я узнала в своем отражении эту бронзовую маску. "[9]). Маска означает защиту, сокрытие, трансформацию, небытие. Маска может иметь два значения: унифицирующее или, наоборот, идентифицирующее. Персонаж может быть либо замаскирован, скрыт в массе других, либо носить маску, отличающую его от всех, идентифицирующую его [10].

Вуаль же — символ темноты, как состояния, предшествующего просветлению. Также олицетворяет тьму, уступающую путь свету, тайну, иллюзию материального мира.

Критики (Л. Данилкин, Л. Новикова) отметили, что трансформация шлема является, чуть ли не ведущим символом в романе. "Минотавр изображен метонимически: рога превращаются в шлем, а шлем ассоциируется с головным убором Дарта Вейдера из "Звездных войн", с каской вратаря, с вуалью. И, в конце концов, с отсутствием головы" [11].

Л. Данилкин отмечает и символичное использование в романе предметов с загибами: ". выпукло-вогнутые ромбы, шляпы с загнутыми полями, знак доллара, якорь, рога быка, струи фонтана и так далее. Вот и крест в основе лабиринта окружен искривленными линиями, которые сначала расходятся и уводят в бесконечность, а затем загибаются и возвращаются, так сказать, на кресты своя. Именно по этой схеме герои рассказывают о своих персональных лабиринтах — по сути, они все время ходят по кругу; типично пелевинская диалектика — бесконечное разветвление оборачивается не бесконечным разнообразием, но тотальным однообразием"[12].

Читайте также:  Китайский робот пылесос xiaomi

Также нужно отметить, что роман "построен на серии повторений. В глаза бросаются разного рода удвоения — двое карликов, топор с двумя лезвиями, два рога, двое каноников, двойная клюшка, два полушария мозга. Каждое удвоение, то есть простейшее разветвление, автоматически провоцирует путешествующего по лабиринту на выбор — так что неудивительно, что чаще всего существа обсуждают проблему выбора, выборов и вообще свободы воли" . В "Словаре символов" двойственность означает объединение противоположностей в мире явлений, мужского и женского, Солнца и Луны, света и тьмы, инь и ян и т.п. [14].

Рассмотреть все символы в романе довольно трудоемко, "Стоит дотронуться до любого слова или символа — и он начнет разворачиваться, лучиться, пожирая пространство" [15].

Итак, на основе вышесказанного можно отметить, что роман В. Пелевина "Шлем Ужаса" имеет мифологическую основу. Пратекстом романа является миф о путешествие Тесея на Крит, но миф обыгран здесь не в чистом виде. Учитывая постмодернистскую направленность текста, миф представлен у Пелевина в игровом качестве и имеет интертекстуальное значение.

Согласно мифу, ежегодно семь юношей и семь девушек из Афин посылались на Крит в качестве жертвы. Рога Минотавра, помимо всего прочего, еще и символ супружеской неверности. Следовательно, Минотавру изменила или жена или невеста. Жены у него нет, а девушки, обязательно невинные, должны стать невестами Минотавра. Значит изменницу надо искать среди семи девушек. По Пелевину среди этих девушек оказывается и Ариадна, которой богиня Венера внушила любовь к Тесею, желая помочь тому выбраться из лабиринта. Следовательно, Ариадна потеряла невинность с Тесеем, наставив таким образом рога Минотавру.

Для реконструкции дальнейших событий воспользуемся несложной математикой. Поскольку план лабиринта неизвестен никому, то вероятность встречи Минотавра и каждого узника равные. Минотавр, критянин по месту рождения, не обучен греческим традициям "мужской дружбы" и юношей он просто съедает. Остаются шесть девиц, Ариадна и Тесей. Рассмотрим возможные варианты.

Вариант А. Минотавр-1 встречает Ариадну первой. Вероятность этого события составляет 1/8.
Встретив Ариадну, охочий до девиц Минотавр-1, лишает ту невинности и убегает дальше искать развлечений. Ариадна, поклявшаяся в любви Тесею, тем самым изменяет ему, и наставляет рога Тесею. Тесей, став таким образом Минотавром, чувствует как нить дергается в его руке, решает вернуться к Ариадне и посмотреть не случилось ли чего. Найдя зареванную Ариадну на полу, он по разорванному хитону осознает подлость челоовекозверя, но Минотавра уже и след простыл. Он кидается в погоню. Минотавр-1 же находит одну из девушек, и удовлетворяется с ней, тем самым наставив рога уже Ариадне, и не особо задерживаясь, бежит искать следующую жертву. Найдя ее, Минотавр грубо овладевает ей и, тем самым, наставляет рога предыдущей девице. Получаем, что Минотаврами являются и Тесей, и Ариадна, и сам Минотавр-1, и все девицы, кроме последней.

Вариант В. Минотавр-1 встречает одну из девушек. Вероятность 6/8.
Встретив молодую девушку, похотливый Минотавр-1, немедленно принимается ххх ту. Этим своим распутством он изменяет Ариадне, наставляя ей рога, и та становится Минотавром. Однако раз Ариадна — Минотавр, то Тесей ххх ее, никак не мог наставить рога Минотавру-1, ведь думая что он ххх Ариадну, на самом деле он ххх Минотавра. Значит Минотавр-1 не Минотавр. Раз так, то Минотавр-1 снасильничав девушку, никак не мог наставить рога Ариадне-Минотавру. Выходит что и Ариадна не Минотавр. А кто тогда настоящий Минотавр, спросите вы? А никто, нет Минотавра и не было.

Вариант С. Минотавр-1 встречает Тесея. Вероятность 1/8.
Тут вроде все как и в мифе, но если вспомнить что Тесей — настоящий грек и весьма падок на мужскую любовь, то ничего удивительного, что перед тем как нанести Минотавру-1 разящий удар, он решает еще и потешить себя диковинкой. Силой взяв растроенного Минотавра-1, Тесей приканчивает зверюгу, и сматывая нить, возвращается к Ариадне. Но дело тут в том, что побаловавшись с Минотавром-1, он наставил рога Ариадне. Таким образом, Ариадна-Минотавр, отдав свой цветок юности Тесею, не изменяла Минотавру-1 и он не является Минотавром. Можно представить себе изумление Тесея, когда он увидит на другом конце нити, сидящую девушку с телом Ариадны и головой быка.

PS. Я намеренно не расматриваю дальнейшие варианты от сношений Минотавра с Минотавром, (например, когда Минотавр-1 насилует Ариадну-Минотавра), так как это сильно усложняет ситуацию. Сие увлекательное занятие я оставлю читателю.

Ссылка на основную публикацию
Что такое медиана числового ряда
Среднее арифметическое ряда чисел – это сумма данных чисел, поделенная на количество слагаемых. Среднее арифметическое называют средним значением числового ряда....
Что делать если игры не скачиваются
Play Market — официальный магазин приложений для Андроида и главный источник загрузки новых игр и программ на смартфоны и планшеты...
Что делать если заглючил планшет
Если завис планшет леново, самсунг, асус, престижио, дигма и так далее, да еще и в самое неподходящее время радости конечно...
Что такое номер ssid
Компьютеры и телефоны уже давно прочно вошли в нашу жизнь. Помимо смартфонов и ноутбуков, существуют еще десятки устройств, которые имеют...
Adblock detector