Файл это в информатике определение

Файл это в информатике определение

Файл (англ. file ) — именованная область данных на носителе информации.

Работа с файлами реализуется средствами операционных систем. Многие операционные системы приравнивают к файлам и обрабатывают сходным образом и другие ресурсы:

  • области данных (необязательно на диске);
  • устройства — как физические, например, порты или принтеры, так и виртуальные (/dev/null, /dev/random, /dev/urandom);
  • потоки данных (именованный канал);
  • сетевые ресурсы, сокеты;
  • прочие объекты операционной системы.

Содержание

Содержание

История [ править | править код ]

Слово file впервые применено к компьютерному хранилищу в 1950 году. Реклама памяти на запоминающих ЭЛТ фирмы RCA в журнале «Popular Science» [1] гласила:

…результаты бесчисленных вычислений можно держать «в картотеке» (on file) и получать снова. Эта «картотека» теперь существует в запоминающей трубке, разработанной в лабораториях RCA. Она электрически сохраняет цифры, отправленные в вычислительную машину, и держит их в хранилище, заодно запоминая новые — ускоряя интеллектуальные решения в лабиринтах математики.

В 1952 году слово file отнесли к колоде перфокарт. [2] Поначалу словом file называли само устройство памяти, а не его содержимое (см. Регистровый файл). Например, диски IBM 350, использовавшиеся, например, в машине IBM 305, назывались disk files. [3] Системы наподобие Compatible Time-Sharing System ввели концепцию файловой системы, когда на одном запоминающем устройстве существует несколько виртуальных «устройств памяти», что и дало слову «файл» современное значение. Имена файлов в CTTS состояли из двух частей, «основного имени» и «дополнительного имени» (последнее существует и поныне как расширение имени файла). [4] [5]

Файловая система [ править | править код ]

По мере развития вычислительной техники, файлов в системах становилось всё больше. Для удобства работы с ними, их, как и другие данные, стали организовывать в структуры (тогда же появились символьные имена). Вначале это был простой массив, «привязанный» к конкретному носителю информации. В настоящее время наибольшее распространение получила древовидная организация с возможностью монтирования и вставки дополнительных связей (то есть ссылок). Соответственно, имя файла приобрело характер пути к файлу: перечисление узлов дерева файловой системы, которые нужно пройти, чтобы до него добраться.

Файл как объект API операционной системы [ править | править код ]

Операционная система предоставляет приложениям набор функций и структур для работы с файлами. Возможности операционной системы накладывают дополнительные ограничения на ограничения файловой системы. С точки зрения API файл — объект, по отношению к которому могут быть применены функции этого API. На уровне API уже не существенно, существует ли файл как объект файловой системы или является, например, устройством ввода-вывода.

Свойства файла [ править | править код ]

В зависимости от файловой системы, файл может обладать различным набором свойств.

Имя файла [ править | править код ]

В большинстве файловых систем имя файла используется для указания, к какому именно файлу производится обращение. В различных файловых системах ограничения на имя файла сильно различаются: в FAT16 и FAT12 размер имени файла ограничен 8.3 знаками (8 на имя и 3 на расширение); в других системах имя файла ограничено обычно в 255 байт; в NTFS имя ограничено в некоторых ОС 256 символами Unicode 1 (по спецификации — 32 768 символов).

Помимо ограничений файловой системы, интерфейсы операционной системы дополнительно ограничивают набор символов, который допустим при работе с файлами.

  • Для MS-DOS в имени файла допустимы только заглавные латинские буквы, цифры. Недопустимы пробел, знак вопроса, звёздочка, символы больше и меньше, символ вертикальной черты. [6] При вызове системных функций имена файлов в нижнем или смешанном регистре приводятся к верхнему регистру.
  • Для Windows в имени файла разрешены заглавные и строчные буквы, цифры, некоторые знаки препинания, пробел. Запрещены символы > , , | , ? , * , / , , : , " .
  • Для GNU/Linux (с учётом возможности маскировки) разрешены все символы, кроме / и нуль-символа.

Большинство операционных систем требуют уникальности имени файла в одном каталоге, хотя некоторые системы допускают файлы с одинаковыми именами (например, при работе с ленточными накопителями).

В некоторых файловых системах можно создавать и использовать файлы без имени. Такие файлы всегда являются временными. Их основные преимущества: при создании не может возникнуть конфликта имён и их нельзя найти в их каталоге по имени. В остальном это полноценные файлы.

Расширение имени файла [ править | править код ]

Расширение имени файла (часто: расширение файла или расширение) как самостоятельный атрибут файла существует в файловых системах FAT16, FAT32, NTFS, используемых операционными системами MS-DOS, DR-DOS, PC DOS, MS Windows и используется для определения типа файла. Оно позволяет системе определить, каким приложением следует открывать данный файл. По умолчанию в операционной системе Windows расширение скрыто от пользователя.

В остальных файловых системах расширение — условность, часть имени, отделённая самой правой точкой в имени (суффикс).

Основные атрибуты [ править | править код ]

В некоторых файловых системах, таких как NTFS, предусмотрены атрибуты (обычно это бинарное значение «да»/«нет», кодируемое одним битом). Во многих современных операционных системах атрибуты практически не влияют на возможность доступа к файлам, для этого в некоторых операционных и файловых системах существуют права доступа.

Название атрибута Перевод Значение Файловые системы Операционные системы
Read only только для чтения файл запрещено редактировать FAT32, FAT12, FAT16, NTFS, HPFS, VFAT DOS, OS/2, Windows
System системный критический для работы операционной системы файл FAT32, FAT12, FAT16, NTFS, HPFS, VFAT DOS, OS/2, Windows
Hidden скрытый файл скрывается от показа, пока явно не указано обратное FAT32, FAT12, FAT16, NTFS, HPFS, VFAT DOS, OS/2, Windows
Archive архивный (требующий архивации) файл изменён после резервного копирования или не был скопирован программами резервного копирования; при изменении файла ОС автоматически устанавливает этот атрибут FAT32, FAT12, FAT16, NTFS, HPFS, VFAT DOS, OS/2, Windows
SUID Установка пользовательского ID выполнение программы от имени владельца ext2 Unix-like
SGID Установка группового ID выполнение программы от имени группы (для каталогов: любой файл созданный в каталоге с установленным SGID, получит заданную группу-владельца) ext2 Unix-like
Sticky Bit липкий бит изначально предписывал ядру не выгружать завершившуюся программу из памяти сразу, а лишь спустя некоторое время, чтобы избежать постоянной загрузки с диска наиболее часто используемых программ, в настоящее время в разных ОС используется по-разному ext2 Unix-like

Время [ править | править код ]

Для файла могут быть определены временные метки создания, последней модификации, последнего доступа и другие.

Владелец и группа файла [ править | править код ]

В некоторых файловых системах предусмотрено указание на владельца файла и группу-владельца.

Права доступа [ править | править код ]

В некоторых файловых системах предусмотрена возможность для ограничения доступа пользователей к содержимому файла. В UNIX-подобных операционных системах для файлов ранее обычно выделяли три типа прав: на запись, чтение и выполнение. Каждое право задаётся раздельно для владельца, для группы и для всех остальных. ACL позволяет использовать более детальное разделение и прав, и пользователей.

В операционных системах Windows NT при работе с файловой системой NTFS права доступа задаются явно для пользователей или групп или наследуются от вышестоящих объектов. Права в себя включают право на чтение, запись, исполнение, удаление, смену атрибутов и владельца, создание и удаление подпапок (для папок) и чтение прав доступа и другие как в POSIX. Каждое право может быть задано как разрешением, так и запретом. Запрет имеет больший приоритет, чем разрешение в отличие от POSIX.

Операции с файлом [ править | править код ]

Условно можно выделить два типа операций с файлом — связанные с его открытием и выполняющиеся без его открытия. Операции первого типа обычно служат для чтения и записи информации или подготовки к чтению или записи. Операции второго типа выполняются с файлом как с «объектом» файловой системы, в котором файл является наименьшим элементом структурирования.

Операции, связанные с открытием файла [ править | править код ]

В зависимости от операционной системы те или иные операции могут отсутствовать.

Обычно выделяют дополнительные сущности, связанные с работой с файлом:

  • Дескриптор файла (хэндлер, описатель). При открытии файла (в случае, если это возможно), операционная система возвращает число (или указатель на структуру), с помощью которого выполняются все остальные файловые операции. По их завершении файл закрывается, а хэндлер теряет смысл.
  • Файловый указатель. Число, являющееся смещением относительно нулевого байта в файле. Обычно по этому адресу осуществляется чтение/запись, в случае, если вызов операции чтения или записи не предусматривает указание адреса. При выполнении операций чтения или записи файловый указатель увеличивается на число прочитанных или записанных байт. Последовательный вызов операций чтения таким образом позволяет прочитать весь файл последовательно, не заботясь о позиционировании.
  • Файловый буфер. Операционная система или библиотека языка программирования осуществляет кэширование файловых операций в специальном буфере (участке памяти). При закрытии файла буфер сбрасывается.
  • Режим доступа. В зависимости от потребностей программы, файл может быть открыт на чтение или запись. Кроме того, некоторые операционные системы и библиотеки предусматривают режим работы с текстовыми файлами. Режим обычно указывается при открытии файла.
  • Режим общего доступа. В случае многозадачной операционной системы возможна ситуация, когда несколько программ одновременно хотят открыть файл на чтение или запись. Для регулирования этого существуют режимы общего доступа, указывающие на возможность осуществления совместного доступа к файлу (например, файл, в который производится запись, может быть открыт для чтения другими программами — это стандартный режим работы с файлами регистрации).

Операции

  • Открытие файла (обычно в качестве параметров передается имя файла, режим доступа и режим совместного доступа, а в качестве результата выступает файловый дескриптор), кроме того обычно имеется возможность в случае открытия на запись указать на то, должен ли размер файла изменяться на нулевой.
  • Закрытие файла. В качестве аргумента выступает значение, полученное при открытии файла. При закрытии все файловые буферы сбрасываются.
  • Запись — в файл помещаются данные.
  • Чтение — данные из файла помещаются в область памяти.
  • Перемещение указателя — указатель перемещается на указанное число байт вперёд или назад или перемещается по указанному смещению относительно начала или конца. Не все файлы позволяют выполнение этой операции (например, файл на ленточном накопителе может не «уметь» перематываться назад).
  • Сброс буферов — содержимое файловых буферов с не записанной в файл информацией записывается. Используется обычно для указания на завершение записи логического блока (для сохранения данных в файле на случай сбоя).
  • Получение текущего значения файлового указателя.

Операции, не связанные с открытием файла [ править | править код ]

Операции, не требующие открытия файла, оперируют с его «внешними» признаками — размером, именем, положением в дереве каталогов. При таких операциях невозможно получить доступ к содержимому файла, файл является минимальной единицей деления информации.

Возможные операции с файлами: создание, удаление, переименование, копирование, перенос на другую файловую систему, создание символьной ссылки или жёсткой ссылки, получение и изменение атрибутов.

В зависимости от файловой системы, носителя информации, операционной системы часть операций может быть недоступна.

Типы файлов [ править | править код ]

В различных операционных и файловых системах могут быть реализованы различные типы файлов, кроме того, реализация различных типов может различаться.

  • «Обыкновенный файл» — файл, позволяющий операции чтения, записи, позиционирования внутри файла, изменения размера, иногда работу с атрибутами.
  • Каталог (англ. directory — алфавитный справочник) или директория (также «папка») — файл, содержащий записи о входящих в него файлах. Каталоги могут содержать записи о других каталогах, образуя древовидную структуру, а при наличии ссылок — сетевую структуру.
  • Жёсткая ссылка (англ. hardlink , часто используется калька «хардлинк») — в общем случае, одна и та же область информации может иметь несколько имён. Такие имена называют жёсткими ссылками (хардлинками). После создания жёсткой ссылки сказать где «настоящий» файл, а где жёсткая ссылка невозможно, так как имена равноправны. Сама область данных существует до тех пор, пока существует хотя бы одно из имён. Жёсткие ссылки возможны только в пределах одного экземпляра ФС.
  • Символьная ссылка (симлинк, софтлинк, символическая ссылка) — файл, содержащий в себе ссылку на имя нужного файла любого типа. Может ссылаться на любой элемент файловой системы, в том числе, и расположенный на другом физическом носителе. В некоторых ФС может ссылаться на несуществующий файл, образовывать циклы, ссылаться на себя.

Особенности реализации [ править | править код ]

В операционной системе UNIX процессы (обычно находятся в каталоге /proc ) и устройства ( /dev ) представляются в виде файлов особого типа, что позволяет использовать некоторые файловые операции для манипуляции этими объектами.

В некоторых файловых системах (например, в файловой системе OS VAX VMS) файлы имеют версию, что позволяет открывать более старые варианты данного файла. В файловой системе Mac OS (HFS) у файлов есть два «потока»: поток данных (где хранится содержимое файла) и поток ресурсов, хранящий информацию о программе, предназначенной для открывания данного файла и, возможно, некоторую информацию для этой программы. В NTFS файл может содержать, кроме основного, сколько угодно именованных потоков.

Проблема точного определения понятия «файл» [ править | править код ]

Так как файл в разных операционных системах обладает различным набором атрибутов, свойств и методов доступа, универсального определения, которое бы учитывало все особенности, сформулировано не было [ источник не указан 1534 дня ] .

По мере развития вычислительной техники файлов в системах становилось всё больше. Для удобства работы с ними их, как и другие данные, стали организовывать в структуры (тогда же появились символьные имена). Вначале это был простой массив, «привязанный» к конкретному носителю информации. В настоящее время наибольшее распространение получила древовидная организация с возможностью монтирования и вставки дополнительных связей (т. е. ссылок). Соответственно, имя файла приобрело характер пути к файлу: перечисление узлов дерева файловой системы, которые нужно пройти, чтобы до него добраться.

Файл как объект API операционной системы

Операционная система предоставляет приложениям набор функций и структур для работы с файлами. Возможности операционной системы накладывают дополнительные ограничения на ограничения файловой системы. С точки зрения API файл — объект, по отношению к которому могут быть применены функции этого API. На уровне API уже не существенно, существует ли файл как объект файловой системы или является, например, устройством ввода/вывода.

Свойства файла

В зависимости от файловой системы, файл может обладать различным набором свойств.

Имя файла

В большинстве файловых систем имя файла используется для указания к какому именно файлу производится обращение. В различных файловых системах ограничения на имя файла сильно различаются:

Помимо ограничений файловой системы, интерфейсы операционной системы дополнительно ограничивают набор символов, который допустим при работе с файлами.

  • Для [1] . При вызове системных функций именами файлов в нижнем или смешанном регистре, они приводятся к верхнему регистру.
  • Для Microsoft Windows в имени файла разрешены заглавные и строчные буквы, цифры, некоторые знаки препинания, пробел. Запрещены символы «>», « Расширение имени файла

Расширение имени файла (часто расширение файла или расширение) как самостоятельный атрибут файла существует в файловых системах FAT16, NTFS, используемых операционными системами MS DOS, DR DOS, PC DOS, MS Windows и используется для определения типа файла.Оно позволяет системе определить, каким приложением следует открывать данный файл. По умолчанию в операционной системе Windows расширение скрыто от пользоватея. В остальных файловых системах расширение — условность, часть имени, отделённая самой правой точкой в имени.

Атрибуты

В некоторых файловых системах предусмотрены атрибуты (обычно это бинарное значение «да»/«нет», кодируемое одним битом). Практически атрибуты не влияют на возможность доступа к файлам, для этого в некоторых файловых системах существуют права доступа.

Название атрибута перевод значение файловые системы операционные системы
READ ONLY только для чтения в файл запрещено писать FAT32, FAT12, FAT16, NTFS, HPFS, VFAT DOS, OS/2, Windows
SYSTEM системный критический для работы операционной системы файл FAT32, FAT12, FAT16, NTFS, HPFS, VFAT DOS, OS/2, Windows
HIDDEN скрытый файл скрывается от показа, пока явно не сказано обратное FAT32, FAT12, FAT16, NTFS, HPFS, VFAT DOS, OS/2, Windows
ARCHIVE архивный(требующий архивации) файл изменён после резервного копирования или не был скопирован программами резервного копирования FAT32, FAT12, FAT16, NTFS, HPFS, VFAT DOS, OS/2, Windows

Время

Для файла могут быть определены следующие временные метки:

  • Время создания
  • Время модификации
  • Время последнего доступа

Владелец и группа файла

В некоторых файловых системах предусмотрено указание на владельца файла, и группу владельца.

Права доступа

В некоторых файловых системах предусмотрена возможность для ограничения доступа пользователей к содержимому файла

В UNIX-подобных операционных системах для файлов обычно выделяют три типа прав:

  • Право на запись
  • Право на чтение
  • Право на выполнение

Каждое право задаётся раздельно для владельца, для группы и для всех остальных.

В операционных системах Windows NT при работе с файловой системой NTFS права доступа задаются явно для пользователей или групп (или наследуются от вышестоящих объектов). Права в себя включают:

  • Право на чтение
  • Право на запись
  • Право на исполнение
  • Право на удаление
  • Право на смену атрибутов и владельца
  • Право на создание, удаление подпапок (для папок)
  • Право на чтение прав доступа

Каждое право может быть задано как разрешением, так и запретом, запрет имеет больший приоритет, чем разрешение.

Операции с файлом

Условно можно выделить два типа операций с файлом — связанные с его открытием, и выполняющиеся без его открытия. Операции первого типа обычно служат для чтения/записи информации или подготовки к записи/чтению. Операции второго типа выполняются с файлом как с "объектом" файловой системы, в котором файл является мельчайшей единицей структурирования.

Операции, связанные с открытием файла

В зависимости от операционной системы те или иные операции могут отсутствовать.

Обычно выделяют дополнительные сущности, связанные с работой с файлом:

  • хэндлер файла, или дескриптор (описатель). При открытии файла (в случае, если это возможно), операционная система возвращает число (или указатель на структуру), с помощью которого выполняются все остальные файловые операции. По их завершению файл закрывается, а хэндлер теряет смысл.
  • файловый указатель. Число, являющееся смещением относительно нулевого байта в файле. Обычно по этому адресу осуществляется чтение/запись, в случае, если вызов операции чтения/записи не предусматривает указание адреса. При выполнении операций чтения/записи файловый указатель смещается на число прочитанных (записанных) байт. Последовательный вызов операций чтения таким образом позволяет прочитать весь файл не заботясь о его размере.
  • файловый буфер. Операционная система (и/или библиотека языка программирования) осуществляет кэширование файловых операций в специальном буфере (участке памяти). При закрытии файла буфер сбрасывается.
  • режим доступа. В зависимости от потребностей программы, файл может быть открыт на чтение и/или запись. Кроме того, некоторые операционные системы (и/или библиотеки) предусматривают режим работы с текстовыми файлами. Режим обычно указывается при открытии файла.
  • режим общего доступа. В случае многозадачной операционной системы возможна ситуация, когда несколько программ одновременно хотят открыть файл на запись и/или чтение. Для регуляции этого существуют режимы общего доступа, указывающие на возможность осуществления совместного доступа к файлу (например, файл в который производится запись может быть открыт для чтения другими программами — это стандартный режим работы log-файлов).

Операции

  • Открытие файла (обычно в качестве параметров передается имя файла, режим доступа и режим совместного доступа, а в качестве значения выступает файловый хэндлер или дескриптор), кроме того обычно имеется возможность в случае открытия на запись указать на то, должен ли размер файла изменяться на нулевой.
  • Закрытие файла. В качестве аргумента выступает значение, полученное при открытии файла. При закрытии все файловые буферы сбрасываются.
  • Запись — в файл помещаются данные.
  • Чтение — данные из файла помещаются в область памяти.
  • Перемещение указателя — указатель перемещается на указанное число байт вперёд/назад или перемещается по указанному смещению относительно начала/конца. Не все файлы позволяют выполнение этой операции (например, файл на ленточном накопителе может не «уметь» перематываться назад).
  • Сброс буферов — содержимое файловых буферов с незаписанной в файл информацией записывается. Используется обычно для указания на завершение записи логического блока (для сохранения данных в файле на случай сбоя).
  • Получение текущего значения файлового указателя.

Операции, не связанные с открытием файла

Операции, не требующие открытия файла оперируют с его «внешними» признаками — размером, именем, положением в дереве каталогов. При таких операциях невозможно получить доступ к содержимому файла, файл является минимальной единицей деления информации.

В зависимости от файловой системы, носителя информации, операционной системой часть операций может быть недоступна.

Список операций с файлами

  • Удаление файла
  • Переименование файла
  • Копирование файла
  • Перенос файла на другую файловую систему/носитель информации
  • Создание симлинка или хардлинка
  • Получение или изменение атрибутов файла

Типы файлов

В различных операционных и/или файловых системах могут быть реализованы различные типы файлов; кроме того, реализация различных типов может различаться.

  • «Обыкновенный файл» — файл, позволяющий операции чтения, записи, перемещения внутри файла
  • Директория (англ.directory — алфавитный справочник, часто переводится как каталог) — файл, содержащий записи о входящих в него файлах. Директории могут содержать записи о других директориях, образуя древовидную структуру.
  • Жёсткая ссылка (англ.hardlink , часто используется калька хардлинк) — в общем случае, одна и та же область информации может иметь несколько имён, указывающих на одни и те же данные. В таком случае имена называют жёсткими ссылками (хардлинками). В общем случае после создания хардлинка сказать где «настоящий» файл а где хардлинк невозможно, так как имена равноправны. Сама область данных существует до тех пор пока существует хотя бы одно из имён. Хардлинки возможны только на одном физическом носителе.
  • Символьная ссылка (симлинк, софтлинк) — файл, содержащий в себе ссылку на другой файл или директорию. Может ссылаться на любой элемент файловой системы, в том числе, и расположенный на другом физическом носителе.

Особенности реализации

В операционной системе процессы (обычно находятся в каталоге /proc) и устройства (/dev) представляются в виде файлов особого рода, что позволяет использовать некоторые файловые операции для манипуляции этими обьектами.

В некоторых файловых системах (например, в файловой системе OS VAX VMS) файлы имеют версию, что позволяет открывать более старые варианты данного файла. В файловой системе Mac OS (HFS) у файлов есть два «потока»: поток данных (где хранится содержимое файла) и поток ресурсов, хранящий информацию о программе, предназначенной для открывания данного файла и, возможно, некоторую информацию для этой программы. В

Проблема точного определения понятия файл

Так как файл в разных операционных системах обладает различным набором атрибутов, свойств и методов доступа, формулировка универсального определения, которое бы учитывало все особенности, сформулировано не было.

Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов.

Файл — это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.

Исполняемые программы exe, com

Текстовые файлы txt, rtf,

Графические файлы bmp, gif, jpg, png, pds

Web-страницы htm, html

Звуковые файлы wav, mp3, midi, kar, ogg

Видеофайлы avi, mpeg

Код (текст) программы на языках программирования bas, pas, cpp

В различных операционных системах существуют различные форматы имен файлов. В операционной системе MS-DOS собственно имя файла должно содержать не более восьми букв латинского алфавита и цифр, а расширение состоит из трех латинских букв, например: proba.txt

В операционной системе Windows имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита, например: Единицы измерения информации.doc

На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

Файловая система — это система хранения файлов и организации каталогов.

Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов.

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в много уровневую иерархическую файловую систему, которая имеет «древовидную» структуру.

Начальный, корневой, каталог содержит вложенные каталоги 1-го уровня, в свою очередь, в каждом из них бывают вложенные каталоги 2-го уровня и т. д. Необходимо отметить, что в каталогах всех уровней могут храниться и отдельные файлы.

15. Основные технологические принципы работы в графической операционной системе.

В течение многих лет фирма развивался новый технологический подход к обработке данных, основанный на работе с данными в графическом режиме. ОС семейства Windows основаны на объектно-ориентированном подходе к работе с данными. Это среда управления событиями. Каждое событие – это некоторый пакет информации (сообщение). Сообщение воспринимается объектом-окном, которое в ответ на сообщение выполняет какое-то действие. Windows обеспечивает многозадачную и многопоточную обработку программ. Многозадачность – возможность одновременной работы с несколькими приложениями. Многопоточность – это возможность организовать обработку нескольких потоков данных конкурирующих за время процессора. при этом допускается параллельное выполнение нескольких приложений. Существует 2 класса ОС Windows – многопользовательские ОС на базе OC Windows NT: Windows 2000/ XP и однопользовательские ОС на базе Windows 95: Windows 98/Me. Главным отличием многопользовательских систем от однопользовательских является наличие средств защиты информации каждого пользователя от несанкционированного доступа других пользователей. Основные технологические принципы Windows Стандартный графический интерфейс пользователя. До появления Windows каждый программист при разработке программ придумывал свой собственный интерфейс — систему меню, способы диалога (ввод данных, выбор вариантов и т. д.). Каждый интерфейс мог быть по своему хорош, но такой подход заставлял пользователя переучиваться при переходе к новому программному продукту. Интерфейс Windows часто называют интуитивным: о технике выполнения многих операции можно просто догадаться, если знать базовые принципы построения интерфейса. Стандартный интерфейс Windows базируется на понятии окна. Окно – это прямоугольная область экрана. Можно выделить три типа окон: окно приложения, окно документа и диалоговое окно. Окно приложения всегда содержит два стандартных элемента: заголовок и горизонтальное меню. Кроме них в окне могут отображаться панели инструментов. Панель инструментов можно настраивать по своему вкусу с помощью команд главного меню (Сервис/Настройка). Панели инструментов дублируют команды главного меню. С помощью переключателей можно отображать или не отображать панели инструментов на экране. Необязательным элементом окна приложения является строка статуса, в которой отображается справочная информация. Кроме того, с помощью правой кнопки мыши можно вызвать меню, которое называется контекстным, т. к. оно зависит от того, для какого объекта его вызывают. Окно документа содержит заголовок, полосы прокрутки (вертикальная и горизонтальная), линейки. Полосы прокрутки появляются, если документ не помещается в окне. Линейки можно выключать. Диалоговое окно используется для ввода данных необходимых для работы программы. Диалоговые окна бывают модальными и немодальными. Модальное окно блокирует работу приложения пока оно не закрыто, т. е. все операции с ним должны быть завершены. Не модальное окно не останавливает работу приложения. В состав диалоговых окон входят: командные кнопки; переключатели; поля выбора; текстовые поля (поля ввода); списки; демонстрационные окна (образец); вкладки; поясняющие надписи. Принцип WYSIWYG (что вы видите, то и имеете). При подготовке текстовых документов страница текста на экране выглядит так же, как и на бумаге после распечатки. Текстовая информация на экране монитора и бумаге принтера отображается следующим образом. В кодовой таблице (ASCII) каждому символу присвоен определенный десятичный код. Чтобы отобразить полученный тем или иным способом код символа, компьютер может: найти в памяти по этому коду изображение символа и вывести его на экран; переслать код символа принтеру, который, пользуясь при_мерно тем же механизмом, отпечатает изображение символа на бумаге. Монитор и принтер работают под управлением разных драйверов, т. е. то, что появляется на экране монитора не имеет никакого отношения к принтеру. Технология работы с экранными шрифтами целиком определяется режимом монитора – текстовым или графическим. В текстовом режиме экран разбивается на 25 строк по 80 символов каждая, и в каждую позицию (знакоместо) экрана можно вывести произвольный символ кодовой таблицы, все символы имеют одинаковые размеры. Чтобы закодировать изображение такого символа его представляют в виде матрицы, например, 8х16 и закрасить часть клеток так, чтобы получилось изображение символа. Если в закрашенных клетках проставить 1, а в пустых — 0, то каждую строку матрицы можно будет представить де_сятичным числом от 0 до 255 (8 бит или один байт). Если записать эти числа в 16 последовательных байтов, то мы получим битовую карту символа, сам шрифт называется растровым. Если матрица одного символа занимает 16 байтов, то для представления всех 256 символов потребуется 4096 байтов. Подготовленный таким образом растровый шрифт записывается в файл (обычно с расширением .FNT). До появления Windows при подготовке текстовых файлов использовался текстовый режим монитора, полиграфические возможности этого режима очень ограничены. Если мы с помощью команды ОС DOS будем печатать файл на принтере, то DOS просто перешлет файл принте_ру, символ за символом (включая символы возврата каретки и новой строки), а принтер напечатает его тем шрифтом, на кото_рый он был настроен перед печатью. В зависимости от размеров шрифта, наличия русских букв, ширины каретки, ширины сим_волов и т. п., бумажный текст может весьма отличаться от эк_ранного (вплоть до полного искажения внешнего вида). Напри_мер, при узкой каретке одна экранная строка может превратить_ся в две-три строки на бумаге; если принтер настроен на пропор_циональный шрифт (см. ниже), неизбежно нарушится выравнивание текста и т.д. Поэтому, чтобы управлять распечаткой (например, оператив_но менять шрифт), в текстовый файл приходилось включать специальные команды форматирования. Эти команды искажали вид текста на экране, кроме того, подбирать поля на листе тоже приходилось на глаз, путем проб и ошибок. (2) Графическая технология Windows резко изменила ситуацию. Основой представления символов является та же самая кодовая таблица, принцип работы монитора и принтера также не изменились. Однако программное обес_печение Windows, вывело нашу работу с текстами на качественно иной уровень. Используя различные шрифты и стили, графические эффекты, мы можем отныне готовить на своем принтере документы высокого качества. При этом в процессе работы над документом мы видим его на экране именно так, как он будет выглядеть на экране. В приложениях Windows используются сотни разнообразных шрифтов, и число их постоянно растет. Если ранее мы имели дело с одним-единственным экранным шрифтом и несколькими принтерными, то сейчас существует огромное количество шрифтов. Шрифты можно классифицировать по способу формирования рисунка символов. По способу формирования рисунка символов шрифты делятся на растровые и векторные. Изображение растрового символа кодируется в явном виде (по точкам) в битовой карте (матрице), а затем без изменений отображается на экране или бумаге принтера. Растровый шрифт в графике создается точно так же, как и экранный шрифт для текстового режима монитора, только матрица символа чаще всего квадратная (16×16). Основной недостаток растрового шрифта — заметное ухудшение качества при увели_чении (масштабировании) символа: изображение приобретает ступенчатые очертания. Поэтому необходимо, либо создавать отдельные шрифты для разных размеров (а это не только дополнительная работа, но и затраты памяти), либо мириться с ухудшением качества. Кроме того, растровые шрифты в значительной мере зависят от конкретных характери_стик устройства отображения. При создании векторного шрифта рисунок символа не коди_руется явно по точкам, а описывается совокупностью геометри_ческих фигур, которые и определяют контур рисунка, т. е он описывается по определенным формулам, не зависящим ни размера шрифта, ни от разрешающей способности устройства. Поэтому векторные шрифты легко масштабировать без потери качества изображения. Иногда векторные шрифты называют масштабируемыми, но это не совсем точно, так как масштабиро_вать можно и растровые шрифты. В среде Windows для работы с документами, как правило, используются векторные шрифты специального формата TrueType. При этом один и тот же шрифт применяется и при выводе экранного текста, и при распечатке на принтере, т. е. функции монитора и принтера как бы «интегрируются». Технология TrueType, в сочетании с рядом дополнительных функций, позволяет реализовать на экране так называемый принцип WYSIWYG (What You See Is What You Get) т. е. страница документа со всеми ее атрибутами — рисунками, разметкой, сти_лями и т. п. — выглядит на экране так же, как и на бумаге после распечатки.

Ссылка на основную публикацию
Удаленная игра на ps4
Использование приложения (Дистанционное воспроизведение PS4) для управления системой PlayStation®4 с компьютера. При установке этого приложения на ПК или Mac можно...
Телефоны на базе snapdragon
Полный список смартфонов, работающих на процессоре Qualcomm Snapdragon 855. Вы можете изучить характеристики смартфонов, узнать лучшие цены и где купить...
Телефоны поддерживающие оплату nfc
Технология NFC базируется на принципе беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия. Она позволяет осуществлять объем данными между устройствами с максимальным...
Удаленное подключение к virtualbox
Содержание статьи Если хоть раз попробуешь установить Linux под VirtualBox’ом, может сложиться впечатление, что это очень простой инструмент. Интерфейс виртуальной...