Что такое тональный план

Что такое тональный план

Тема 2. Композиция музыкального произведения

Урок 24

Тема урока. Тональный план музыкального произведения. Работа над песней "Думы мои". Слушание музыки. Е. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром

Цель урока: закрепить умение определять тональный план музыкального произведения; формировать вокально-хоровые навыки, музыкальный слух и память; воспитывать интерес к музыке зарубежных композиторов.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, аудио-запись, фортепиано, портрет Е. Грига.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

II. Распевки и мотивация учебной деятельности.

1. Пение мажорного звукоряда.

2. Пение минорного звукоряда.

— Какая разница между мажорным и мінорним строем?’

(В соотношении тонов и полутонов между ступенями. Такая последовательность может строиться от любого звука, а это означает, что один и тот же лад может размещаться на любой высоте. Эту высоту определяет основной звук — И степень).

— Как называется И основная ступень?

— А определения высотного положения порядка называется тональностью. Тональный план музыкального произведения вместе со строем являются основными средствами выразительности. (На доске несколько упражнений, где дети определяют лад, тоника, тональность). Одну из них сольфеджують.

III. Работа над песней „Думы мои”.

Добиваться протяжного пения с чувством. Обратить внимание на динамический план песни. Работаю над чистотой интонирования, двоголоссям, дыханием, дикцией. Повторение песни „Гей, ви, козаченьки” Г. Татарченко.

1. Вступительная беседа.

— Взгляните на портрет композитора.

— Чей это композитор?

— Какие его произведения вы слушали в младших классах?

— Чем характерна его творчество?

Е. Григ — норвежский композитор, который родился в 1834 г. в г. Бергене. Музыкальное образование получил в Лейпциге. Жизнь среди норвежской природы было для композитора источником силы, энергии, поиска. Тонкое чувство природы нашло отражение в песнях и музыке к драме Г. Ибсена „Пер Гюнт”. В наследии композитора романсы, песни, инструментальные произведения, концерты.

Крупнейшим по масштабу произведением композитора является фортепианный Концерт ля минор, который впервые был исполнен в 1870 г. и завоевал большую популярность. Музыка концерта пронизана интонациями и ритмами норвежского фольклора.

Концерт написан в сонатной форме.

— Что означает сонатная форма?

Сонатная форма состоит из 3-х основных разделов: экспозиция (показ темы), разработка (развитие), реприза (повтор).

В сонатной форме пишут первые части сонат; симфоний, инструментальных концертов.

Концерт — это жанр большого виртуозного произведения для солиста с оркестром.

2. Слушание и характеристика прослушанного произведения.

В музыке однотональные произведения встречаются довольно редко. Чаще всего в одной тональности бывают написаны небольшие пьесы или этюды из педагогического репертуара для начинающих, некоторые народные песни, а также отдельные миниатюры (см., например, ряд пьес в «Детском альбоме» П. Чайковского или Микрокосмосе» Б. Бартока).

В подавляющем же большинстве произведений самых различных жанров (и особенно крупномасштабных) внутри их по ходу развития музыкально-тематического материала неоднократно затрагиваются в качестве промежуточных (то есть неустойчивых) самые различные тональности, хотя начинаются и завершаются эти произведения, как правило, в одной и той же тональности, которая и является главной (устойчивой) по отношению к остальным, участвующим в музыкальном развитии.

Читайте также:  Презентация многообразие внешних устройств подключаемых к компьютеру

Введение новых тональностей, каждая из которых обладает своим особым, специфическим колоритом* [Общеизвестно, что вообще у диезных тональностей звучание имеет несколько более просветленный колорит, нежели у бемольных. Так, сопоставляя, например, звучание ми минора и ми-бемоль минора, нетрудно убедиться, что последний производит куда более мрачное впечатление на большинство людей, отнюдь не обладающих так называемым «цветным» слухом — редким свойством, при котором некоторые тональности ассоциируются с каким-либо определенным цветом или краской (в частности, такой способностью были наделены от рождения композиторы Н. А. Римский-Корсаков и А. Н. Скрябин; последний даже специально включил в партитуру своего «Прометея» цветовую строчку). Вероятно, не случайно Л. Бетховен для похоронных маршей в Третьей симфонии и Сонате № 12 выбрал тональности, соответственно, до минор и ля-бемоль минор, а известнейший похоронный марш из Сонаты № 2 (op. 35) Ф. Шопена написан в тональности си-бемоль минop.], значительно обогащает тональную палитру произведения, способствует яркости музыкального развития и является важным средством музыкальной драматургии.

Существуют три способа тональных сдвигов: Отклонение, модуляция и сопоставление, которые могут быть в конечном итоге объединены общим понятием «модуляция».

Модуляцией называется переход из одной тональности в другую. Кадансовое закрепление новой тональности образует так называемую совершенную модуляцию.

Модуляции в тональности первой степени родства (диатоническoe родство) обычно производятся посредством общего аккорда (или же путем отклонения в его тональность).

При переходе в более далекие тональности используются два способа: постепенные и внезапные модуляции.

Постепенная модуляция совершается через посредство общих (между крайними) тональностей. Так, при переходе во II и III степени родства бывает достаточно одной общей тональности находящейся в диатоническом родстве как с исходной, так и с заключительной тональностями. А при наличии более далеких (практически неродственных) тональных соотношений между исходным и заключительным «пунктами» промежуточных тональностей будет, как минимум, две (а иногда и больше) и между собой они, как правило, должны находиться тоже в I степени родства, что и обеспечивает постепенность модуляции в целом. Ниже приводятся примерные тональные планы модуляций подобного рода:

C-dur — f-moll — As-dur

(мажоро-минорное родство, то есть III степень родства),

или: a-moll — G-dur — c-moll — As-dur

(диатонич. родство)(диатоническое родство)

(IV степень родства, то есть наиболее далекие тональности)

или: a-moll — d-moll — B-dur — es-moll

(диатонич. родство)(диатоническое родство)

(тритоновое соотношение, то есть тоже IV степень родства)

Внезапная модуляция — это неожиданный и быстро осуществленный сдвиг в другую (чаще всего — далекую) тональность. Она может производиться двумя способами: 1) без энгармонизма, то есть за счет использования различных диатонических и хроматических аккордов (в том числе и альтерированных), а также мажоро-минорных средств — путем переосмысления их функционального значения либо в первоначальной, либо в новой тональности, и 2) при помощи энгармонизма аккордов, то есть частичной замены нотации входящих в него звуков.

Читайте также:  Обучение работе в excel бесплатно

Обычно при внезапных модуляциях в непосредственном соприкосновении оказываются и взаимодействуют друг с другом достаточно отдаленные тональности, находящиеся в соотношении третьей или даже четвертой степени родства. В нижеследующем образце показана техника таких модуляций. Например:

292

В данном примере-схеме модуляция из до мажора в си мажор (III степень родства) производится внезапно вследствие того, что тонический секстаккорд до мажора рассматривается в качестве секстаккорда II низкой ступени си мажора и переходит непосредственно в кадансовый квартсекстаккорд новой тональности с последующим его разрешением через D7 в тонику.

Другим (и, кстати, очень распространенным) видом внезапных модуляций, как уже отмечалось выше, являются энгармонические модуляции (в частности, через энгармонизм уменьшенного вводного и малого мажорного септаккордов). В приводимом ниже примере ум. VII4/3 тональности фа минор (см. 6 такт) энгармонически заменяется на ум. VII2 в тональности ре мажор и затем внутрифункционально переходит в D7, который, в свою очередь, разрешается в тонику новой тональности (ре мажор).

Дата добавления: 2017-04-05 ; просмотров: 2546 ;

Изложение музыкального материала может быть разнотанальным (кроме основных тональностей встречаются побочные подчинённые) и однотональным (аккорды одной тональности). Порядок чередования тональностей образует тональный план произведения, а приёмы введения одной тональности после другой создают различные типы тональных соотношений. Есть 3 типа:

— Модуляция. Переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения.

Первая степень родства (C dur – a moll) Вторая степень родства (Cdur – Ddur) с разницей в 2 знака, Третья степени родства (C dur – As dur) 3-4 знака. Энгармонические модуляции 5 и более знаков.- Отклонение. Кратковременный уход в побочную тональность в процессе изложения законченного однотонального или модулирующего построения. Проходящее отклонение появляется внутри построения без каденции. Оно до некоторой степени аналогично проходящему звуку и проходящему аккорду. Кадансовое отклонение появляется к концу предложения или его части. Оно обычно выражается половинной каденцией с участием обеих неустойчивых функций S и D побочной тональности: полная заключительная каденция к концу предложения создала бы впечатление модуляции.- Сопоставление. Образуется от появления новой тональности на грани двух музыкальных построений, после цезуры без модулирующего перехода. При сопоставлении новая тональность появляется после тоники предыдущей тональности.1.Отклонение — временный уход в новую тональность без закрепления в ней. Новая тональность может быть представлена плагальными, автентическими, полными оборотами.2. Аккорды, принадлежащие к S или D группам тональностей I степени родства называются побочными S-ами или D-ами. Аккорды, типичные для отклонений — чаще диссонансы — яркие представители D и S групп — D7, VII7, II7.Отклонения с помощью аккордов D группы. Побочные D-ты дают возможность гармонизации хроматической гаммы и возможность выхода в хроматическую систему. Местоположение отклонений. В экспозиционном периоде для начала построения типичны отклонения в мажоре — в V, III, VI ступени, в миноре — в Vнат., Vгарм., III. На каденционных участках для начала построения типичны отклонения во II, IV, VI. У классиков, романтиков в экспозиционном периоде наиболее типичны отклонения в тональности I степени родства. Приготовление отклонения. Поскольку для отклонений используются "острые" S и D, то предварять их может любой аккорд исходной тональности. Отклонения бывают более естественными, если аккорд будет общим для исходной и новой тональности. Наиболее часто отклонения происходят с помощью обращений D7. Отклонение в III ступень наиболее естественно звучит, если верхний голос движется по типу фригийского оборота.3. Отклонения через D7. D7 является распространённым модулирующим аккордом. В отклонениях используются чаще его обращения. Обращение D7 является модулирующим аккордом и может быть введено практически после любого аккорда. При наличии также и общего для тональностей аккорда отклонение происходит более естественно, его продолжительность может быть большей. В случае отсутствия посредствующего аккорда продолжительность отклонения обычно ограничивается модулирующим аккордом и его разрешением. Если же общий и модулирующий аккорд содержат хроматические варианты I ступени, возникает опасность переченья. Поэтому хроматизм должен помещаться в одном голосе. При отклонении на ступень выше, аккорд, предшествующий модулирующему, берётся без удвоения основного тона, в виде секстаккорда. В отклонении после побочной доминанты может идти не её тоника, а её VI ступень (прерванный оборот в отклонении). Сложные отклонения. Предвосхищающее отклонение — появление его опережает главную тональность. Проходящие тональности могут приводить обратно в первоначальную тональность; в таком случае они образуют сложное отклонение, состоящее из ряда модуляционных звеньев. Любая D гармония может непосредственно перейти в D другой тональности. В результате образуется цепочка доминант.4.В отклонениях в качестве побочной доминанты может использоваться VII7 и его обращения (реже VII2). Обычно отклонение через VII7 используется там, где в связи с переченьем невозможна D (при разведении удвоенного основного тона в разных направлениях).5.Побочные субдоминанты в качестве модулирующих аккордов при отклонениях стали использоваться с середины XIX века. Важное место при отклонениях занимает II7 (при отклонениях в мажоре II7гарм.). Отклонения производятся через любые обращения II7. Отклонения могут также производиться через альтерированные суюдоминанты. Плагальные отклонения весьма характерны для Рахманинова и используются им в самых разноообразных формах.6. Основные принципы отклонений утвердились в музыке Баха и венских классиков. Вне рамок периода отклонения часто возникают в кодах (в субдоминантовые тональности).

Ссылка на основную публикацию
Что такое медиана числового ряда
Среднее арифметическое ряда чисел – это сумма данных чисел, поделенная на количество слагаемых. Среднее арифметическое называют средним значением числового ряда....
Что делать если игры не скачиваются
Play Market — официальный магазин приложений для Андроида и главный источник загрузки новых игр и программ на смартфоны и планшеты...
Что делать если заглючил планшет
Если завис планшет леново, самсунг, асус, престижио, дигма и так далее, да еще и в самое неподходящее время радости конечно...
Что такое номер ssid
Компьютеры и телефоны уже давно прочно вошли в нашу жизнь. Помимо смартфонов и ноутбуков, существуют еще десятки устройств, которые имеют...
Adblock detector