Что такое призрак оперы

Что такое призрак оперы

Акт первый

Действие мюзикла происходит в 1881 году. Оперная дива Карлотта, распеваясь во время репетиции, чуть не становится жертвой несчастного случая: рядом с ней обрушивается задняя декорация. Свидетели происшествия уверены: это не случайность. Не иначе как обитающий в подземельях Парижской Оперы Призрак вновь решил попроказничать… Карлотта, возмущенная тем, что никто не может обеспечить безопасность артистов, отказывается продолжать репетиции. Уговоры владельцев Оперы Фирмена и Андре на нее не действуют.

Разочарованные хозяева, доселе ничего не слышавшие о Призраке, узнают о нем от оперного балетмейстера Мадам Жири. Женщина рассказывает, что фантом давно ведет себя в Опере по-хозяйски: требует жалованья и "бронирует" на время представлений ложу № 5. Дочь мадам Жири Мег предлагает Фирмену и Андре достойную, по ее мнению, замену Карлотте: некую шведскую хористку Кристину Даэ. Директорам Оперы этот вариант не нравится, но делать нечего — Кристина получает партию. И, ко всеобщему удивлению, исполняет ее прекрасно.

Когда дебют остается позади, Кристина разговаривает с Мег и раскрывает ей свою тайну: у нее есть мистический покровитель, некий Ангел Музыки. Якобы еще ее отец перед смертью хотел прислать этого Ангела к ней и, получается, выполнил обещанное. Тем временем у Оперы появляется новый меценат — Рауль Виконт де Шаньи, который хорошо знаком с Кристиной: они были дружны еще детьми. Разговаривая с Раулем в гримерке, она рассказывает ему об Ангеле и о том, что это он научил ее петь. Но де Шаньи считает историю выдумкой и просто приглашает Кристину на ужин.

Когда он уходит, певица получает хороший выговор от Призрака, который слышал каждое слово и проникся ревностью. Кристине, наконец, становится любопытно, как выглядит ее мистический покровитель, и она просит его явиться. Фантом, облаченный в маску, обнаруживается в зеркале, протягивает Кристине руку и проводит ее через этот "портал". Рауль, не отошедший дальше двери и все это время слышавший за ней два голоса — мужской и женский, — входит в комнату и видит, что она пуста.

Увлекая Кристину всё глубже и глубже в недра земли под Оперой, Призрак показывает ей свои владения. Сразу за подземным озером находится логово фантома — мрачное место с множеством свечей, заставленное встроенными органными трубами. Призрак признается Кристине в любви и говорит, что помогает ей, чтобы она исполняла его музыку. Он говорит, что ее сегодняшняя жизнь безынтересна и призывает забыть ее ради новой жизни — вместе с ним. А затем показывает куклу, один в один похожую на девушку, только облаченную в подвенечное платье. Кристина падает без чувств. Фантом относит ее в кровать, а сам садится за орган, чтобы сочинить новое произведение.

Кристину будят звуки музыкальной шкатулки. Она незаметно подкрадывается к занятому работой Призраку, срывает с него маску, и ей открывается его истинное уродство. Фантом негодует от того, что разоблачен, но делать нечего — нужно объясняться. Он признается Кристине, что мечтает о нормальном лице и понимает: только в этом случае она сможет его полюбить. Затем Призрак возвращает Кристину в гримерку.

А в Опере тем временем начинается очередной сеанс "страшилок". Еще один местный любитель побасенок, Жозеф Буке, стращает балерин рассказами о жутком призраке и о том, как ловко тот пользуется своей Пенджабской удавкой. От таких историй приходит в ужас даже Мадам Жири и просит Буке не сгущать краски.

Хозяева Оперы получают письмо за подписью Призрака, в котором им настоятельно рекомендуется внести в постановку коррективы. Они очень недовольны, что от них требует подчинения какой-то непонятный фантом. Тут в комнату вбегает не менее недовольный Рауль. Он ищет Кристину и показывает Фирмену и Андре еще одно письмо. Оно тоже от Призрака, который угрожает де Шаньи и требует от него не приближаться к девушке. Следом за Раулем в кабинет заходит разгневанная Карлотта. Ей тоже написал Призрак и "официально" уведомил: теперь ее партию исполняет молодая звезда. Получает послание даже Мадам Жири: Призрак требует замены Карлотты на Кристину еще в одной опере — "Il Muto".

Владельцы оперы не собираются давать Карлотте от ворот поворот и обещают: эта партия точно останется за ней. Но во время постановки происходит новый непонятный казус: вместо того чтобы петь, дива сначала начинает квакать как лягушка, а потом и вовсе остается без голоса. Чтобы отвлечь зрителей, на сцену выпускают балетных танцоров, и Кристина срочно готовится заменить Карлотту. Когда балет танцует, одна из декораций заднего плана поднимается, и зрители видят за ней ужасающее зрелище — Жозефа Буке, повешенного на той самой Пенджабской удавке, про которую он рассказывал с таким жаром …

В опере начинается паника, зрители спешат покинуть зал. Кристина и Рауль укрываются на крыше, где она рассказывает ему о своем путешествии в подземелье. Де Шаньи по-прежнему ей не верит, но говорит, что всегда будет ее оберегать и признается, что давно любит ее. Молодые люди целуются, а наблюдающий эту картину Призрак приходит в ярость и хочет отомстить. В подтверждение своих слов он роняет на сцену гигантскую оперную люстру. Следом опускается занавес, и первый акт заканчивается.

Акт второй

Проходит полгода. Кристина и Рауль помолвлены, и девушка уже носит обручальное кольцо. В Опере проводится бал-маскарад, на котором появляется таинственный незнакомец с маской Красной Смерти на лице. Это Призрак. Он говорит о том, что создал новую оперу — "Don Juan Triumphant" — и главную партию в ней должна исполнять непременно Кристина. А затем отбирает у девушки кольцо и скрывается.

Рауль пытается узнать, откуда в Опере вообще взялся Призрак. Мадам Жири рассказывает ему историю о бродячей ярмарке, проезжавшей через Париж давным-давно. Одним из самых ярких ее участников был сидевший в клетке уродец, над которым все потешались. Несмотря на безобразную внешность, этот человек был очень одарен: разбирался в музыке и архитектуре, ловко показывал фокусы. Ходили слухи, что сам персидский шах заказал ему строительство зеркального лабиринта, и задание было блестяще выполнено. Вскоре гениальный уродец выбрался из клетки, и больше его никто не видел. По мнению Мадам Жири, в мрачных чертогах под Оперой живет именно он.

Рауль приходит к мысли, что премьера "Don Juan Triumphant" может стать отличной ловушкой для докучливого Призрака. Он рассказывает о своем плане Кристине. Та сначала отказывается, но, движимая любовью к де Шаньи и страхом перед Призраком, все-таки решает участвовать в поимке фантома. За моральной поддержкой она отправляется на могилу отца. Там ее подкарауливает Призрак и пытается увлечь за собой. Но Рауль, тайком следивший за возлюбленной, успевает ее защитить. Разгневанный фантом пытается поразить соперника шаровыми молниями, но здесь уже Кристина проявляет расторопность. Она не дает Раулю вступить в поединок, и влюбленные убегают. Тогда фантом, потрясая жезлом, объявляет войну не только Раулю, а им обоим.

В день премьеры в Опере аншлаг. Кристина выходит на сцену со своим партнером — Убальдо Пианджи. Но во время исполнения дуэта чувствует подвох: она понимает, что перед нею не Убальдо, а Призрак. Это правда, ведь задушенный удавкой Пианджи лежит за кулисами. Фантом, исполняя "All I Ask of You", протягивает Кристине кольцо. Но она, улучив момент, срывает с него маску, и все зрители видят, что перед ними не оперный певец, а уродец. Призрак увлекает Кристину в подземелье, их преследует толпа. Рауль тоже отправляется в логово Призрака, чтобы спасти любимую. Его какое-то время сопровождает Мадам Жири, предупреждая о страшном оружии фантома — Пенджабской удавке.

Читайте также:  Не ставится офис на windows 7

Тем временем в подземелье Призрак заставляет Кристину облачиться в свадебное платье. Девушка спрашивает, не ее ли он наметил в качестве следующей жертвы. Фантом по-прежнему уверен, что Кристина способна его полюбить, и единственное препятствие их союзу — только его уродливая внешность. Но девушка объясняет, что на самом деле уродство Призрака скрывается не в его лице, а в душе.

Появляется Рауль, но тут же оказывается связанным Пенджабской удавкой. Призрак предлагает Кристине выбрать, что ей дороже: свобода от него или жизнь возлюбленного. Рауль призывает ее подумать о себе, а не о нем. Чтобы бывший добрый Ангел, а теперь страшное чудовище смилостивилось, Кристина награждает Призрака поцелуем. Поцелуй оказывается поистине чудодейственным: в призраке просыпается сострадание, и он отпускает влюбленных. Перед уходом Кристина отдает ему кольцо и еще раз слушает его напрасные признания.

Во время исполнения "All I Ask of You" фантом горько плачет, вытирая слезы фатой. Взойдя на свой подземный трон, он произносит небольшой финальный монолог "The Music of the Night" и полностью окутывает себя плащом. В обиталище Призрака врывается толпа и видит мрачную фигуру в плаще. Мэг набирается смелости и срывает плащ, но под ним обнаруживается только маска — сам Призрак бесследно исчезает.

Мюзикл «Призрак оперы»

На создание самого кассового спектакля 20 века его автора, Эндрю Ллойд Уэббера, толкнула любовь — он должен был написать сногсшибательную партию для своей невесты, Сары Брайтман. Неудивительно, что этим спектаклем стал «Призрак оперы» — история всепоглощающей страсти уродливого изгоя к юной певице в романтических декорациях парижского театра 19 века. Гениальный мюзикл намного пережил союз композитора и его музы – они расстались всего через несколько лет после премьеры, а «Призрак оперы» не сходит с мировых подмостков уже более трех десятилетий и является самым долгоиграемым шоу на Бродвее.

Краткое содержание мюзикла «Призрак оперы» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

одинокий отшельник, обитающий в подвалах театра

юная танцовщица парижской Оперы

Рауль, виконт де Шаньи

её друг детства, меценат

директора и владельцы Оперы

Краткое содержание «Призрака оперы»

Пролог, 1905 год. В здании парижской Оперы проходит аукцион – распродают старую бутафорию. Среди публики – пожилой Рауль де Шаньи. Он обращает внимание на один из лотов – музыкальную шкатулку, чья мелодия переносит его на много лет назад…

В парижской Опере – новые владельцы и директора, Фирмен и Андре. Попечителем и меценатом театра становится виконт Рауль де Шаньи. Юная танцовщица из кордебалета Кристина Даэ узнает в нем своего детского товарища. Девушка рано потеряла отца, знаменитого скрипача, и всю юность провела в театре. Но своей подруге Мег Жири Кристина признается, что еще и научилась петь – в театре её наставником был невидимый голос, который представлялся Ангелом Музыки.

Под угрозой вечерний спектакль – Карлотта со скандалом покинула репетицию, но мадам Жири объявила владельцам оперы, что главную партию знает Кристина. Премьера спасена, публика в восторге от юной певицы. Рауль поздравляет старую знакомую с дебютом и приглашает на ужин. Но когда Кристина остается одна, таинственный голос запрещает ей уходить из театра. Девушка следует за Ангелом Музыки, попадая в его подземное жилище.

Рауль обеспокоен – пропала Кристина, он ищет её в театре. Фирмен и Андре возмущены – им поступили письма, подписанные Призраком, они содержат указания, что отныне главные партии в операх должна петь Кристина, а не Карлотта. Но девушки все еще нет, и директора умоляют Карлотту вернуться. У той свои условия: юная конкурентка не должна получать заметные роли. На вечернем спектакле вернувшейся Кристине приходится играть Пажа. Призрак, взбешенный пренебрежением к его требованиям, убивает рабочего сцены и портит механизм, удерживающий люстру. Многотонный светильник падает в зрительный зал прямо во время спектакля, начинается пожар. Кристина и Рауль спасаются на крыше, она рассказывает ему о том, что Призрак, он же Ангел Музыки, действительно существует. Рауль говорит ей о любви и обещает защитить. Призрак оперы слышит их взаимные признания, сгорая от ревности.

Некоторое время спустя в театре устраивают маскарад. В разгар веселья появляется Призрак, требуя поставить свое новое сочинение – оперу «Торжествующий Дон Жуан». Внезапно он замечает у Кристины помолвочное кольцо, подаренное Раулем. Призрак срывает украшение и скрывается. Рауль видит реакцию мадам Жири и требует от нее правды. Она рассказывает печальную историю ребенка-изгоя, которого из-за внешнего уродства показывали в цирке, обращаясь хуже, чем с животным. Он сумел сбежать из клетки и поселился в подвалах театра – невероятно талантливый и трагически одинокий.

Рауль решает схватить Призрака на премьере «Торжествующего Дон Жуана», которую он не сможет пропустить. Во время спектакля Кристина понимает, что её партнер – сам Призрак. Она срывает с него маску, являя публике обезображенное лицо. Призрак в ярости увлекает её в недра театра. Рауль устремляется следом – мадам Жири рассказала, как найти его жилище, но Призрак захватывает юношу в лассо. Кристина поставлена перед выбором – провести всю жизнь с монстром или позволить ему убить Рауля. Она испытывает сострадание к несчастному и дает согласие остаться, целуя его. Призрак тронут её добротой и понимает, что она жертвует собой ради любви. Он отпускает пленников и садится в кресло, укутываясь плащом. Когда логово Призрака находят люди, Мег Жири поднимает плащ с кресла, под которым оказывается только лишь маска.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт
75 мин. 70 мин.

Фото:

Интересные факты

  • В 2014 году «Призрак оперы» с выручкой в 6 миллиардов долларов США уступил титул самого кассового спектакля мюзиклу «Король Лев», заработавшему на 200 миллионов больше.
  • На Бродвее к 2012 году «Призрак оперы» был сыгран 10 000 раз и стал самым долгоиграемым мюзиклом в истории. На Вест-Энде он второй после «Отверженных».
  • В 1987 году наследники Джакомо Пуччини подали иск из-за плагиата – кульминационная фраза арии Призрака «Music of the night» показалась им заимствованной из арии «Quello che tacete» в опере «Девушка с Запада». Вопрос был улажен во внесудебном порядке, сумма отступных осталась нераскрытой.
  • По другому иску о плагиате Ллойд Уэббер судился 8 лет. Американец Рей Пепп посчитал, что часть музыки из заглавной темы мюзикла была взята из его песни «Till you». Сэр Эндрю подал встречный иск, что названая песня, в свою очередь, была скопирована из его ранней работы «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов». В итоге Рей Пепп полностью проиграл дело.
  • Люстра, которая со скоростью 2,5 метра в секунду падает практически на зрителей, весит 1 тонну и имеет диаметр 3 метра.

  • На грим Призрака перед выходом на сцену тратится 2 часа.
  • В каждом спектакле участвуют 130 человек, артисты одевают 230 костюмов.
  • 22 января 2018 года в честь 30-летия бродвейской постановки «Призрака оперы» её солисты давали звонок к открытию фондовой биржи NASDAQ.
  • После британской и американской постановок третьим долгожителем является спектакль театра «Мадач» в Будапеште – он идет непрерывно с 2003 года. Венгерская постановка интересна еще и тем, что стала первой, которой было позволено не перенести на сцену первоначальную версию мюзикла, а создать собственную.
  • В 2010 году состоялась премьера мюзикла Ллойд Уэббера «Любовь не умрёт никогда», сюжет которого является сиквелом «Призрака оперы» и повествует о событиях, произошедших с его героями несколько лет спустя. Мюзикл получил негативную критику, скромные сборы и закрылся спустя 1,5 года проката на Вест-Энде. Планируемая бродвейская постановка так и не состоялась.
Читайте также:  Lenovo legion t730 tower

Лучшие номера

История создания и постановок

Сэр Эндрю Ллойд Уэббер всю жизнь пытался написать романтическую историю, и как только в нью-йоркском букинистическом магазине он приобрел старое издание романа Гастона Леру «Призрак оперы», то сразу понял, что наконец-то нашел нужный сюжет. Поиски либреттиста неоднократно наталкивались на необъяснимые препятствия: Джим Стейнман оказался слишком занят, а Алан Джей Лернер серьезно заболел. Композитор обратился к соавтору по предыдущей работе, «Звездному экспрессу», Ричарду Стилго, вместе с которым создал концепцию и либретто. Стихи были написаны молодым начинающим поэтом Чарльзом Хартом. Сценограф Мария Бьорнсон детально воссоздала роскошную и загадочную театральную атмосферу с широкой лестницей, великолепным зрительным залом и темными подземельями парижской Оперы.

О том, кому достанется партия Кристины, было известно еще до появления мюзикла: этот образ создавался специально для молодой супруги Ллойд Уэббера Сары Брайтман. В партии Призрака в трейлере мюзикла снялся рок-певец Стив Харли, но поскольку мюзикл стал чем-то большим, нежели просто рок-опера, композитор принялся искать более универсального солиста, которому был бы подвластен и рок, и поп, и классика. И понял, что такого просто не существует. Премьеру, запланированную на апрель, пришлось отложить до осени, постановщики были близки к отчаянию.

Найти Призрака помог случай. Композитор привез жену на занятия по вокалу и, ожидая вместе с ней начало урока, услышал из-за двери великолепное исполнение арии из оперы Генделя. Он поинтересовался именем этого ученика и был очень удивлён ответом – им оказался хорошо известный комический актер Майкл Кроуфорд. Он снимался в ситкомах и участвовал в мюзиклах, а в какой-то момент решил заняться классическим вокалом. В голове Уэббера всё сложилось – и голос, и образ. Кроуфорд был приглашен на прослушивание, но скорее ради формальности, других столь же явных кандидатов на роль Призрака не было.

Постановка Хэла Принса открылась на Вест-Энде 9 октября 1986 года, на Бродвее – 26 января 1988 года. О грандиозном успехе этого шоу лучше всех эпитетов скажет беспристрастная статистика:

  • Шоу до сих пор идет в Лондоне и Нью-Йорке, где в общей сложности состоялись уже около 25 000 спектаклей;
  • Кассовые сборы за все время существования мюзикла превысили 6 миллиардов долларов США – больше не заработал ни один спектакль или фильм;
  • Мюзикл увидели 140 миллионов человек в 35 странах мира, он переведён на 14 языков;
  • На счету «Призрака оперы» более 70 престижных театральных наград, включая 3 премии Лоуренса Оливье, 7 премий Тони;
  • В мире было продано 40 миллионов дисков с записью мюзикла.

Следом за Лондоном и Нью-Йорком мюзикл услышали в Австралии, Австрии, Канаде. В 2014 году «Призрак оперы» был поставлен в Москве на русском языке, спектакль шел на протяжении двух лет.

Экранизация «Призрака оперы»

В 2004 году на мировые экраны вышел фильм «Призрак оперы». Продюсировал картину сам Э. Ллойд Уэббер, режиссером выступил Джоел Шумахер. Этот проект вызревал в течение десятилетия – студия Уорнер Бразерс приобрела права и анонсировала его еще в 1989 году. Но если свадьба Ллойд Уэббера и Брайтман поспособствовала созданию мюзикла, то их развод в 1990 году поставил крест на планирующемся фильме. К концу 90-х, когда уже не могло быть и речи о том, чтобы снимать артистов первого состава мюзикла, студия попыталась реанимировать проект и начала искать актера на главную роль, присматриваясь то к Джону Траволте, то к Мэтью Макконахи, то к Антонио Бандеросу. Последний даже исполнил номер из мюзикла на юбилейном концерте Ллойд Уэббера. Но дальше планов дело не шло.

Тогда сэр Эндрю выкупил назад права на экранизацию и, вложив в неё немалое количество собственных денег, в 2003 году приступил к производству. Создатели фильма особое внимание уделили кастингу. На роль Призрака, как казалось вначале, хорошо подошел бы Хью Джекман – артист, не раз выступавший в мюзиклах. Но тот оказался настолько занят на других съемках, что не смог даже приехать на пробы. Тогда Шумахер вспомнил про Джерарда Батлера. Несмотря на то что артист никогда профессионально не пел, он обладал необходимым темпераментом. Батлер перед прослушиванием взял несколько уроков вокала и был утвержден. На роль Кристины пробовались Кира Найтли, Кэти Холмс и Энн Хэтэуэй. В конечном счёте выбрали юную и малоизвестную актрису Эмми Россам, которая получила за эту роль номинацию на «Золотой глобус». Сыграть Рауля доверили бродвейскому артисту Патрику Уилсону.

Для фильма Ллойд Уэббером и Хартом была написана песня «Learn to be lonely», которая номинировалась на «Оскар». Песня звучит на финальных титрах, а исполняет её Минни Драйвер. Примечательно, что актриса, сыгравшая роль Карлотты, в кадре не спела ни одного номера – оперные пассажи вместо неё исполняла Маргарет Прис. Кроме Драйвер, все остальные артисты справились со своими вокальными партиями самостоятельно.

При общих затратах в 70 миллионов долларов, фильм заработал 155 миллионов, даже несмотря на прохладное отношение критиков: в их среде картина не имела высоких рейтингов и называлась «лишенной как романтики, так и опасности».

В 2016 году должна была состояться парижская премьера «Призрака оперы». Это стало бы поистине знаковым событием – исполнение мюзикла в городе, где и разворачиваются его события. Но 26 сентября в театре «Могадор» случился пожар, значительно повредивший сцену и уничтоживший декорации к постановке. Премьера была отложена на неопределённый срок. Знакомая история, не так ли? Кажется, Призрак оперы и в самом деле где-то рядом…

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Наверное, не найдется человека, который бы не слышал о призраке Парижской оперы. Его история впервые была описана Гастоном Деру в мистическом романе «Призрак Оперы» в начале прошлого столетия. Но по-настоящему популярной она стала с появлением кинематографа. Различные версии легенды получили воплощение в целом ряде фильмов, первый из которых был снят в 1925 году. А знаменитый английский композитор Э. Л. Уэббер написал по мотивам книги знаменитый мюзикл «The Phantom of The Opera». Вот уже почти сто лет не стихают споры о том, был ли Призрак выдумкой писателя или у него все же имелся реальный прототип…

Прежде чем обратиться к судьбе несчастного Призрака, давайте поговорим о здании, в котором разворачивались события. Как в книге, так и во всех ее кино— и сценических версиях здание Оперы является полноправным действующим лицом. И это далеко не случайно. По своему воздействию на умы парижан Опера немногим уступает воспетому Гюго собору Парижской Богоматери. Она фигурирует во всех туристических путеводителях, хотя в свое время ее архитектор, Шарль Гарнье, выслушал немало упреков относительно своего детища. Императрица Гвгения, от которой в немалой степени зависела судьба проекта, называла Оперу безвкусицей и говорила, что в ней «нет стиля». К счастью, архитектор догадался вовремя подать остроумную реплику. «Это стиль Наполеона Третьего, мадам», — ответил он, и судьба здания была решена. Несмотря на то что в конкурсе проектов участвовал 171 архитектор, жюри отдало предпочтение именно Опере Гарнье.

Замысел Гарнье и вправду был довольно смелым: в здании он совместил элементы испанского иезуитского стиля XVII века со стилем итальянского фасада эпохи Ренессанса. Опера строилась долго. Основной помехой стали подземные воды, которые постоянно скапливались под фундаментом. Шарль Гарнье был почти в отчаянии: вода могла стать серьезной опасностью для будущего строения. Но в конце концов выход удалось найти: архитектор изолировал подвальные помещения, наиболее подверженные затоплению, при помощи двойной стены. Сам подземный приток запрудили, вследствие чего на самом нижнем подвальном уровне образовалось настоящее озеро.

Читайте также:  Как вернуть деньги за приложение ios

Еще до завершения строительства вокруг Оперы ходили самые разные слухи. Во многом они были связаны с тем, что во времена Парижской коммуны революционеры заняли подвалы недостроенного здания. Часть из них превратилась в тюрьмы, а в некоторых, по слухам, совершались и казни. Еще одно бедствие постигло Оперу 28 октября 1873 года. В почти завершенном здании случился страшный пожар. Но уже спустя два года все строительные работы были завершены.

Здание получилось просто огромным. По данным знатоков, архитектурные чертежи проекта, если бы их положили в ряд, протянулись бы на 33 километра! Леру привел несколько разрозненных статистических данных, но даже этот неполный перечень внушает уважение: «В здании 2531 дверь и 7593 ключа их отпирающих; строение отапливают 14 печей; если соединить все газовые трубы, то получится труба длиною в 25 километров; 9 резервуаров и два накопителя вмещают 84000 литров воды, распределяемой по 22 829 трубам, диаметром от 60 до 120 см… За музыкантами закреплено фойе с сотней шкафов для хранения инструментов». Таков был дом, ставший местом обитания знаменитого Призрака Оперы…

Первое представление в Опере состоялось 15 января 1875 года. На тот момент это был крупнейший театр в Европе. Но довольно скоро стали поговаривать, что здание проклято. Поводом послужила история падения огромной люстры, произошедшего во время спектакля «Фауст» (эта сцена стала одним из эффектных кадров в последующих киноверсиях «Призрака Оперы»). Правда, жертвой стала всего одна консьержка. Едва ли такое было возможно — достаточно взглянуть на люстру и представить себе траекторию ее падения… Как и многие парижские слухи, история с люстрой на поверку оказалась сильно преувеличенной. Люстра осталась на месте, упал лишь один из ее 800-килограммовых противовесов, удерживающих массивную конструкцию. Позднее удалось выяснить, что произошло возгорание электрической проводки на чердачном этаже и огонь пережег канат, на котором держался противовес. Но слухи об этом печальном событии не прекращались очень долго…

Легенды о человеке, выдававшем себя за Призрака Парижской оперы, появились позже. Леру писал свою знаменитую книгу, основываясь на уже существовавшем мифе. Но в 1907 году миф неожиданно получил реальное подтверждение… Разумеется, никто не организовывал экспедиций в подвалы Оперы, чтобы найти Эрика. Все было более прозаично: меценат Альфред Кларк подарил театру коллекцию фонографических записей, и для нее потребовалось хранилище. В поисках подходящего места рабочие разбили стену и обнаружили небольшое помещение. В нем был найден скелет с ассиметричным строением черепа. Тогда кто-то из администрации вспомнил об Эрике, хотя известно о нем было не так уж и много…

Если принять во внимание разные варианты кинолент о Призраке Оперы, то можно выделить три факта, на которых, собственно, и строится образ Эрика. Прежде всего этот человек был настоящим гением. Но одновременно с этим — чудовищем, по крайней мере, внешне. Наконец, Эрик был влюблен в молодую талантливую певицу Кристину Даэ… Эти сведения о Призраке вполне соответствуют действительности, правда, в несколько преувеличенном виде.

Судя по строению найденного черепа, Эрик действительно не был красавцем. Но и чудовищем его назвать сложно, несмотря на очевидное уродство. В разных вариантах биографии Эрика (его фамилии история не сохранила) немало разночтений. Одни исследователи утверждают, что он родом из Персии. Другие полагают, что Персию он только посещал и обучился там фокусам и чревовещанию. Как бы то ни было, первую часть своей жизни Эрик провел в скитаниях. Он путешествовал из страны в страну, зарабатывая на жизнь выступлениями на ярмарках. Однажды он приехал в Париж — как раз в то время, когда Гарнье ломал голову над тем, как отвести подземные воды из-под фундамента здания. По одним данным, Эрик оказал архитектору помощь в решении этой проблемы, по другим — он просто работал на стройке каменщиком. Но, так или иначе, ему удалось получить от администрации театра разрешение построить себе в огромных подвалах Оперы небольшую квартирку… Там он и остался жить.

Подвалы Оперы как нельзя лучше подходили для Эрика. Там он мог чувствовать себя в безопасности от насмешек толпы, ему никто не мешал заниматься творчеством — ведь, несмотря на отталкивающую внешность, прототип Призрака был человеком многих дарований, к тому же наделенным чувством прекрасного. Опера стала его миром, и он изучил его лучше, чем многие ее обитатели — артисты, музыканты и подсобные рабочие.

Что же касается возвышенной истории любви Призрака и начинающей солистки — она правдива только отчасти. Среди хористок Оперы и в самом деле была девушка, которую звали Кристина Даэ. Правда, ее вокальные данные и талант вовсе не были выдающимися, да и уроков вокала Эрик ей не давал. Однако между молодыми людьми и в самом деле возникло некое чувство. Эрик предложил девушке руку и сердце, она поначалу согласилась и около двух недель провела в подземном жилище Эрика. Но потом ушла. Он не смог этого вынести, замуровал вход в свое жилище и умер там от голода и отчаянья…

Впрочем, относительно возлюбленной Призрака существует еще одна версия. Вполне возможно, что портрет Кристины Даэ Леру написал с другой девушки — Кристины Нильссон, которую называли «шведским соловьем». Писатель впервые увидел ее, когда был подростком, и встречался с певицей еще несколько раз. Он был в таком восторге от ее таланта и женственности, что впоследствии давал имя Кристина нескольким героиням своих произведений. Кристине Даэ он приписал несколько фактов из биографии Кристины Нильссон. И героиня, и ее прототип вышли замуж за графа. И та и другая после свадьбы никогда не возвращалась в Париж — по настоянию супруга…

Гастон Леру в свое время утверждал, что Призрак Оперы — реально существующее лицо. Однако данных, кроме устных рассказов, записанных спустя несколько лет (а иногда — и десятилетий) после реальных событий, не так уж много. В какой-то мере прояснить ситуацию помогли бы черновики Леру и его дневник, но они пока что не опубликованы. Самым полным и тщательным исследованием истории парижского Призрака является статья мадам де Вэйль, сотрудницы Оперы, которая провела собственное расследование. В статье приводятся некоторые данные, которых нет в других источниках. Например, называется приблизительное время (30–40 гг. XIX века) и место рождения Эрика — деревня Дарнеталь под Руаном. Упоминается также о том, что на руке скелета, обнаруженного в подвале Оперы в 1907 году, было золотое кольцо, на котором были выгравированы буквы С и D. К сожалению, во время войны кольцо бесследно пропало, так же как и значительная часть архива, который мог пролить свет на судьбу Эрика и помочь выяснить его настоящее имя… Однако легенда о Призраке Оперы продолжает существовать.

Говорят, что до сих пор в контрактах директоров парижского оперного театра сохраняется пункт, который запрещает сдавать ложу № 5 в первом ярусе кому бы то ни было. Это — ложа Эрика. Призрак иногда появляется там, приходя всякий раз через некоторое время после начала спектакля. Впрочем, люди, знакомые с миром театра не понаслышке, говорят: свой призрак есть у каждой из европейских опер. Просто Парижской опере повезло с Гастоном Леру, а другие еще только ожидают своего писателя…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Что такое медиана числового ряда
Среднее арифметическое ряда чисел – это сумма данных чисел, поделенная на количество слагаемых. Среднее арифметическое называют средним значением числового ряда....
Что делать если игры не скачиваются
Play Market — официальный магазин приложений для Андроида и главный источник загрузки новых игр и программ на смартфоны и планшеты...
Что делать если заглючил планшет
Если завис планшет леново, самсунг, асус, престижио, дигма и так далее, да еще и в самое неподходящее время радости конечно...
Что такое номер ssid
Компьютеры и телефоны уже давно прочно вошли в нашу жизнь. Помимо смартфонов и ноутбуков, существуют еще десятки устройств, которые имеют...
Adblock detector