Чем заняться на уроке информатики

Чем заняться на уроке информатики

Номинант на премию ЮНЕСКО за использование ИКТ в образовании и «цифровой» учитель года Екатерина Балькина не только делает уроки информатики интересными и полезыми, но и ломает стереотип, что женщине не место в программировании. Она рассказала, какими сервисами удобно пользоваться на уроках, с какого возраста можно учиться кодить и как создать в школе QR-библиотеку.

Решать новые задачи пока может только человек

Есть мнение, что детей не нужно учить коду, потому что весь код скоро будут писать только машины. Но машины появились тогда, когда человек начал фантазировать. Мысль — это творчество, и машина на него не способна. Всё, что мы сейчас имеем, уже встречалось в книгах Брэдбери и других фантастов. Да, машины пишут алгоритмы. Но то, что выходит в результатах, не всегда эффективно и не всегда используется. Понять и предложить решение новой задачи пока что может только человек. Механическая работа в написании кода отдаётся машине, а вот её творческая часть остаётся в руках человека. Кроме того, машины имеют свойство ломаться. Если человек не будет понимать, как устроены написанные машиной алгоритмы, то случится то самое апокалиптическое будущее. Искусственный интеллект и роботы восстанут против нас, а мы не будем понимать, как ими управлять.

Кстати, программирование, помимо понимания того, как устроена техника, развивает много полезных навыков. Например, умение ясно и без воды излагать свои мысли. Умение кодить — это умение говорить по делу. Учась программированию, начинаешь понимать, что в мире можно автоматизировать: как можно усовершенствовать то, что и так уже хорошо работает. И, разумеется, это дисциплина и контроль над эмоциями. Программа должна выдавать корректные результаты, и здесь не может быть никаких обид.

Работа с гаджетами только после 3 класса

Сотрудники Силиконовой долины не дают своим детям до окончания начальной школы гаджеты в руки. Они считают, что компьютеры ограничивают их творческое мышление, ведь гаджеты работают на формальных языках. Я с этим согласна. Ребёнок должен научиться мыслить. Он должен уметь фантазировать и понимать, что его ничто не ограничивает. Поэтому в моём понимании возраст, когда хорошо бы начать программировать, 3-4 классы.

В начальной школе я провожу бескомпьютерные уроки, но потом начинается работа с гаджетами. И ситуации бывают разные.

Иногда я задаю домашнее задание в электронной форме — это и курсы, и интерактивные тесты, и лекции на онлайн-платформе

Дети часто не могут сделать этого дома в силу разных обстоятельств. Но я провожу в школе много времени и двери моего кабинета всегда открыты для учеников. Я прекрасно понимаю, что технологии — это дорого, поэтому стараюсь предоставить ребятам все возможности, какие могу. А дальше всё зависит от их желания. Я со своей стороны стараюсь пробудить в них это желание и сделать уроки максимально интересными.

Ситуационные задачи и QR-библиотека

Я люблю решать с ребятами ситуационные задачи, когда они понимают, как применить на практике продукт. При этом важно, чтобы задачи были не долгосрочные: урок информатики бывает всего лишь один час в неделю в средней школе и два часа — в старшей.

Например, мы создаём на уроках программы для голосовых помощников. Вообще удобно, что многие современные устройства сейчас — с открытым кодом. Ребёнок на уроке видит, что цифра — это инструмент для решения конкретных задач, в том числе и его личных. Это всё — мотивационные задачи, но всё-таки нам нужно знакомиться и с известными алгоритмами. Я стараюсь построить уроки так, чтобы дети всегда узнавали, где конкретно эти алгоритмы применяются в жизни.

Мы применяем навыки для оформления школьного пространства. В прошлом году мы сходили с ума по QR-кодам. Теперь у нас есть QR-библиотека

На стенах школ висят таблички с кодами, которые ведут на статьи. Ребята создавали их для сайта школы. Они знают, как генерировать QR-код, какие материалы лучше использовать для таблички. Они даже сами подсчитывают, сколько на это нужно денег.

С помощью QR-кодов мы сделали «зелёную страну школы» — у нас очень много растений, и за каждым нужен особый уход. Мы разделили цветы на подгруппы, тоже закодировали и выложили алгоритм по уходу за ними.

А ещё у нас есть виртуальная экскурсия по школе на английском языке и скоро появится на французском.

Быстрое совершенствование компьютеров и программных средств, развитие технологий их использования приводит к новым направлениям развития предметной области «информатика» и ставит перед системой образования задачи.

Быстрое совершенствование компьютеров и программных средств, развитие технологий их использования приводит к новым направлениям развития предметной области «информатика» и ставит перед системой образования задачи:

  • переосмысления целей и содержания обучения по курсу «информатика»;
  • поиска путей его реализации на всех этапах непрерывного образования;
  • разработки критериев оценки качества подготовки выпускников учебных заведений всех уровней к жизни и труду в современном информационном обществе.

Информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем. В связи с этим важнейшими целями обучения информатике на современном этапе ее развития являются:

  • развитие представлений об информационной картине мира, общности закономерностей информационных процессов в системах различной природы;
  • формирование представлений о роли и месте информационных технологий, информационном содержании трудовых процессов в постиндустриальном обществе;
  • выработка стабильных навыков получения и обработки ориентированной на индивидуальные личностные запросы информации;
  • развитие способностей к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среде деятельности;
  • пропедевтика дальнейшей информационной подготовки в течение всей жизни.

В настоящее время информатика — развитая наукоемкая сфера деятельности, связанная с передачей, хранением, преобразованием и использованием информации преимущественно с помощью компьютерных систем, имеющая тенденцию к превращению в фундаментальную отрасль научного знания об информационных процессах в природе и обществе, реализующую системно-информационный подход к познанию окружающего мира.

Информатика — один из немногих инновационных и востребованных предметов школьной подготовки, делающих школу современной и приближающих ее к жизни и запросам общества. На сегодняшний день она является одним из основных школьных курсов, способствующих формированию содержательно-логического мышления. Развивающая сторона этой дисциплины направлена на формирование актуальных приемов деятельности, в том числе интеллектуальной, в условиях информатизации. Кроме этого, уроки информатики являются истинной лабораторией передового опыта, новаторства в организационных формах и методах обучения, интегратором различных школьных дисциплин на основе обработки данных этих дисциплин на уроках информатики.

Новое понимание целей обучения информатике (их ориентация на личностные запросы обучаемых, многоуровневость и профилизацию образования), требует разработки образовательного стандарта, фиксирующего социальную потребность подготовки в данной предметной области и определяющего образовательные возможности, предоставляемые учащимся (в первую очередь, содержание обучения), а также критерии уровня обученности с учетом специфики контингента учащихся и типа учебного заведения; стандарта, регулирующего отношения между учащимися и учебным заведением в смысле требований, предъявляемых как учебным заведением к учащимся, так и наоборот.

Отсутствие такого стандарта на федеральном уровне, реальные условия информатизации региона объективно привели к необходимости решения проблем подготовки по информатике, внедрения информационных технологий обучения и управления в рамках отдельных учреждений образования на базе региональных нормативов и образовательных стандартов, учитывающих конкретные условия, сложившиеся в учреждении, его специфические интересы и профильную ориентацию.

Проект такого стандарта был разработан в рамках работы методического семинара при Воронежском государственном педагогическом университете и одобрен на Всероссийской научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» в марте 2000 года в Воронеже.

Концептуальной основой проектирования стандарта явились ценностный (к отбору содержания обучения) и системно-деятельностный (к разработке требований к уровню подготовки учащихся) подходы (Н. В. Кузьмина, З. Д. Жуковская), а также принцип дуальности, предполагающий наличие у любой открытой системы двух контуров: контура функционирования и контура развития (Н. А. Селезнева, А. И. Субетто).

Разработанный под руководством Александра Владимировича Могилева «Проект регионального стандарта среднего (полного) общего образования по информатике» развивает «Обязательный минимум содержания обучения информатике», утвержденный Министерством образования РФ в июне 1999 года (реализация контура функционирования согласно принципу дуальности), а также устанавливает ориентиры развития образования и создает условия обучения в новой образовательной области, обладающей социальным приоритетом, с учетом специфики региона (перспектива заполнения контура развития). Именно принцип дуальности, положенный в основу стандарта, с одной стороны, обеспечивает соблюдение единых требований к уровню подготовки выпускников любого среднего общеобразовательного заведения в области информатики на территории всей страны, с одной стороны, а с другой — открывает перспективы получения дополнительного (углубленного) образования по данной дисциплине в соответствии с избранным профилем будущей специализации.

Содержание образования представлено в стандарте совокупностью пяти основных модулей, выявленных на основе ценностного подхода, и составляющих «ядро» школьного курса информатики:

  1. Информационные процессы;
  2. Компьютер;
  3. Моделирование и алгоритмизация;
  4. Информационные технологии;
  5. Коммуникационные технологии.

Для каждого модуля, в свою очередь, предлагается три уровня обучения:

I. Пропедевтический;
II. Минимальный;
III. Базовый.

Для специализированных средних общеобразовательных заведений и профильных классов школ дополнительно предусмотрен IV (профильный) уровень обучения .

Под уровнем обучения понимаются степень сложности, объем и профильная ориентация предъявляемого учебного материала, развития представлений, набор учебных действий и видов продуктивной деятельности, выполняемых учащимися.

Пропедевтический – уровень обучения информатике, имеющий целью формирование первоначальных представлений об информационных процессах, развитие познавательных способностей учащихся, знакомство с компьютерной техникой, формирование элементов информационной культуры в процессе работы с клавиатурными тренажерами, развивающими, игровыми и другими программами, подготовку к дальнейшему обучению информатике. Рекомендуется к реализации в 1-7-х классах двенадцатилетней школы.

Минимальный – уровень обучения информатике, обеспечивающий реализацию обязательных государственных требований к подготовке выпускников общеобразовательной школы по курсу «информатика» в рамках базисного учебного плана среднего (полного) общего образования. Рекомендуется к реализации в 8-10-х классах двенадцатилетней школы.

Базовый – уровень обучения информатике, предполагающий дополнительное (углубленное по сравнению с минимальным уровнем) изучение отдельных модулей и тем курса информатики и учитывающий достаточную обеспеченность учебного процесса средствами информатизации, а также потребности и запросы контингента учащихся. Рекомендуется к реализации в 8-12-х классах двенадцатилетней школы.

Для каждого уровня устанавливаются требования к обязательному минимуму содержания и требования к уровню подготовки учащихся .

Требования к содержанию образования представлены набором основных тем, предлагаемых для изучения в соответствующем модуле курса.

Требования к уровню подготовки , разработанные на основе системно-деятельностного подхода, отражают уровни познавательной деятельности в виде системы формируемых у учащихся представлений, выполняемых в процессе обучения учебных действий и видов продуктивной деятельности (наиболее диагностируемых показателей, позволяющих спроектировать комплексную систему контроля качества усвоения учебной информации как по каждому модулю, так и по всему курсу информатики в целом).

Основным в структуре стандарта является минимальный уровень . Требования к обязательному минимуму его содержания для всех модулей гарантируют выпускникам любого учебного заведения общего (полного) среднего образования единство образовательного пространства по курсу «Информатика» не только в регионе, ни и в стране (реализация федеральной компоненты).

Пропедевтический и базовый уровни реализуются за счет школьной компоненты и предусматривают дифференцированное формирование образовательной программы самим учебным заведением в соответствии с имеющимися в нем условиями для обучения, избранным профилем, запросами и начальной подготовкой контингента учащихся.

Профильный – уровень обучения информатике, призванный удовлетворить социальный заказ общества на довузовскую подготовку специалистов соответствующего профиля в области компьютерной техники и новых информационных технологий. Концептуальную основу отбора содержания обучения для профильного уровня определяет концепция и содержание будущей профессиональной деятельности. Содержание образования на этом уровне проектируется преподавателем информатики в виде набора специальных курсов на основе предложенных в стандарте для соответствующего профиля (набор спецкурсов согласуется с вузовскими образовательными стандартами аналогичных групп специальностей), а также с учетом имеющегося технического и программного обеспечения. Требования к содержанию и уровню подготовки выпускников профильных классов в области информатики, заложенные в стандарт, с одной стороны, будут являться основой содержания входного контроля (при поступлении в соответствующий вуз), а, с другой – служить базой тех курсов, где продолжается изучение рассмотренных на предыдущих этапах обучения модулей и тем.

Опыт совместной работы средней школы № 9 города Воронежа и экономического и ПММ (прикладной математики и механики) факультетов Воронежского государственного университета показал, что когда известны цели подготовки учащихся на всех уровнях иерархической образовательной структуры (соблюдение принципа преемственности в непрерывном образовании), то требования, предъявляемые к обучаемым (квалификационные — в вузе и необходимые для дальнейшего успешного обучения по избранной специальности — в школе) будут обоснованными, а стандарт, их содержащий, позволит планировать не только содержание, но и процесс обучения таким образом, чтобы в определенные временные рамки были вложены определенные знания, то есть, на предыдущих этапах обучения должны быть даны те знания, которые потребуются на последующих этапах, а последующие этапы в полной мере должны использовать знания, полученные на предыдущих.

Уровень, на котором будет проводиться изучение курса, определяется общеобразовательным учебным заведением в соответствии с профильной ориентацией классов, исходя из ресурсов региональной и школьной компонент учебного плана и обеспеченности средствами информатизации.

Содержание всех уровней строится на основе принципов кумулятивности и концентричности изучения материала. Этапам обучения на I, II и III ступенях школьной иерархической образовательной структуры отвечают соответственно пропедевтический, базовый и профильный концентры обучения информатике, не предполагающие, однако, дублирования материала боле низких концентров. На более высоких концентрах должны рассматриваться дополнительные темы и аспекты содержательных модулей курса информатики. Очевидно, что кумулятивно-концентрическое строение стандарта позволит, с одной стороны, решить проблему повышения качества образования по информатике на всех этапах непрерывного образования, а с другой — восстановить единое образовательное пространство в данной предметной области.

Листрова Людмила Викторовна — к. п. н., учитель информатики средней школы № 9 г. Воронежа. Тел: 55-37-81. E-mail: serg@latin.comch.ru

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Хотите читать
DELFI без рекламы?

Подпишитесь на DELFI plus и получите доступ к уникальному контенту без коммерческой рекламы.

  1. DELFI
  2. Новости дня
  3. В Латвии

21.02.2015 08:55

Учат ли программировать на уроках информатики? А чему вообще учат? Когда надо начинать преподавать информатику современным детям, которые, в отличие от их родителей, знакомы с компьютерами с раннего детства? Портал Delfi публикует серию статей, подготовленных для сайта Imhoclub Оксаной Мигуновой. Сегодня об информатике рассказывает учитель Рижской 40-й школы Владимир Литвинский.

Цикл статей "Учат в школе" опубликован на сайте IMHOCLUB.lv, где по-прежнему можно задать вопрос героям материалов. Автор проекта — Оксана Мигунова.

Об оснащенности

В Латвии работает программа компьютеризации всех школ, по которой в школы поступают машины: разумеется, вместе с программами и лицензиями на них. Сами школы на свои средства покупают компьютеры не так уж часто. При этом каждая школа сама выбирает, с каким программным обеспечением ей работать. Но, естественно, как правило, берется Windows и Microsoft Office.

Формально (подчеркиваю — формально!) школа не может требовать, чтобы у каждого ребенка дома стоял компьютер с соответствующим софтом и чтобы родители вообще что-нибудь знали о компьютерах. Хотя думаю, что у всех учеников нашей школы компьютер дома имеется.

Как же тогда выполнять домашние задания, которые часто предполагают пользование интернетом и офисными программами? Например, в нашей школе можно прийти в библиотеку, где в читальном зале стоят компьютеры и подготовиться там. Можно позаниматься и в компьютерном классе, если он не занят.

Лучше, конечно, если бы в каждом классе имелись компьютеры, или, идеальная ситуация, — когда ученик утром, сдав пальто в гардеробе, получает ноутбук в свое пользование на целый день. Не думаю, что эта ситуация так уж невозможна.

Современные дети с компьютером, конечно, на "ты", но лишь в тех вещах, которые им интересны. То, что ребенок играет с двух лет в игрушки, означает, что он хорошо играет в игрушки. И не более того. Это никак не влияет на его уровень компьютерной грамотности, хотя он может иметь сведения о том, что такое файл, что такое папка, как копировать файл и так далее. Но это не поможет умению обрабатывать информацию в Excel, а это, на мой взгляд, важный навык.

Учебники

Конечно, есть учебники для школ по прикладной информатике: базовый курс и работа с офисными программами. А вот учебников по программированию вообще нет. Российские же или англо-американские пособия по языкам программирования надо адаптировать для школ. Потому что есть разница, кто изучает учебник — взрослый человек или школьник, у которого это обязательный предмет. Мотивация другая! В итоге каждому учителю самому приходится изобретать методику обучения программированию.

Что такое информатика

В основной школе это базовые знания о том, из чего состоит компьютер, плюс основные умения и навыки для работы с прикладными программами: обработка текстов, изображений, простейшие таблички, плюс некоторые сведения о работе операционной системы и работе в Сети, включая некоторые этические нормы.

Все это освоение базовых знаний и навыков в количестве одного урока в неделю происходит с пятого по седьмой класс, то есть в течение трех лет, а далее наступает пикантный момент: по образовательному стандарту предполагается, что с 8-го по 9-й класс дети не учат информатику отдельно, а применяют полученные знания на других предметах.

То есть, например, учитель химии будет требовать, чтобы результаты лабораторной работы были сведены в таблицу Excel, а учитель биологии — чтобы доклад был сверстан в виде презентации PowerPoint.

Но здесь, как мы понимаем, все зависит от желания учителей и от их собственных навыков работы с программами. Если учителя не требуют использования офисных программ, все полученные в основной школе навыки благополучно забываются. В старшей школе (10-12-й классы) информатика опять появляется в виде отдельного предмета.

Теперь уже углубляются навыки, полученные в основной школе по работе с офисными программами, плюс добавляется некий более усложненный графический редактор. Кроме того, добавляется отдельный предмет — основы программирования. Но далеко не во всех школах — этот вопрос отдается на выбор самой школы

Как мы перекроили программу

Мне не нравится этот разрыв с 8-го по 9-й класс, во время которого теряются приобретенные навыки. И у себя в школе мы перекроили программу так, что начинаем информатику позже, с седьмого класса, и естественно, проходим базовый курс быстрее. За два года.

Я обычно сравниваю это с обучением искусству завязывать шнурки. Можно, конечно, объяснить двухлетнему малышу, как это делается. Но это будет долго и мучительно. А можно подождать — и в пять лет научить быстро и легко.

Так и у нас: сразу создается отношение к предмету как к чему-то серьезному. Зато девятый класс мы тратим на освоение элементарных навыков программирования. В нашей школе это обязательный предмет. С десятого же класса основы программирования остаются обязательным предметом для "математических" классов.

Что на выходе

Предполагается, что в итоге ученик должен понимать, как хранится информация в компьютере, что любой файл в конечном итоге сводится к двоичному коду, но файлы могут быть текстовые, графические, исполняемые и т.д., должно быть понимание, почему этот файл могут открыть этой программой, а этот нет; должны быть элементарные представления об алгоритмизации и логической последовательности.

Главное, ребенок должен хорошо понимать, что компьютер — это не мозг, а идеальный исполнитель того, что написал ты. Написал, подчеркиваю, а не подумал. Это понимание в основном дается на уроках программирования.

Навык, необходимый для всех

Здесь есть прямая корреляция с математикой. Если у ребенка математический склад ума, то, как правило, ему легко дается программирование. Поэтому я бы не стал вводить программирование с младших классов, а больше бы нажимал на математику.

А в целом, мне кажется, что базовые навыки программирования пригодились бы всем. Хотя бы потому, что программирование развивает логическое мышление. Вы, например, понимаете, что если в одном месте можно поменять местами части кода, то в другом случае это приведет к тому, что ничего работать не будет.

И еще оно приучает к мысли, насколько важно планировать свои действия. Без плана действия ни одна программа работать не будет. Так что на этом уровне, считаю, программирование пригодится всем.

Никто не заставляет школы выбирать язык программирования, но есть такая вещь, как олимпиады. И там определено, что это может быть Pascal, C++ или Java.

Надо рассказать еще о компании Accenture, которая запустила в Латвии проект Start IT по внедрению в Латвии уроков программирования. (Дело в том, что в свое время большинство латвийских школ отказалась от уроков программирования, и латвийские IT-компании почувствовали это, видимо, на себе.) При этом движение Start IT продвигает именно язык программирования Java как наиболее востребованный сегодня на рынке.

Вузовские требования

При поступлении на специальность "компьютерные науки" ни один латвийский вуз не требует от абитуриентов, чтобы те умели программировать. Оценивают только их успехи в математике.

Получается, что те, кто изучал программирование в школе, в институте (в латвийском, по крайней мере) имеют некоторую фору. Некоторые темы они уже проходили или проходили нечто очень похожее. Но эта фора длится недолго, всего несколько месяцев. Впрочем, у меня в свое время такая же ситуация была с математикой.

Две взаимоисключающие идеи

В Министерстве образования сейчас идут дискуссии о будущем предмета. Причем борются две взаимоисключающие идеи. Одна — что информатика должна начинаться в школах если не с первого, то хотя бы со второго класса… А вторая — что вообще не нужен такой отдельный предмет. Что все, что касается обработки информации (написать текст или сделать презентацию) должно перейти к другим предметникам.

Мне не нравятся обе идеи. Начнем с первой. Что касается первого класса, то здесь все понятно: будет странно, если ребенок начнет работать на компьютере до того, как научился писать и читать. (Я когда-то уже рассказывал в ИМХОклубе, что формально ребенок может пойти у нас в Латвии в школу, не умея читать и писать, и школа должна научить этому.) Но даже и со второго класса…

В итоге это грозит превратиться в урок, где дети будут за компьютерами играть в какие-то игры, якобы логически-развивающее… Я не за то, чтобы делать это на уроках. Ведь в итоге школьники будут воспринимать информатику, как такой урок "расслабления", где в лучшем случае — "учимся играя", в худшем — только играем.

Что касается второй идеи, то, понимаете… Я слышал, что во многих школах Великобритании нет отдельного урока "Computers". Предполагается, что навыками владения прикладными программами ученик овладевает на других предметах. Но по своим коллегам я знаю, что они очень по-разному пользуются компьютерными программами. Для кого-то это естественно, для кого-то — нет. Получается, что знания ребенка будут зависеть от случая.

Осознанный выбор профессии

Все современные инициативы — Code Academy, например, — по обучению программированию "с пеленок", это, мне кажется, от нехватки программистов на рынке труда. Такая же ситуация и в Латвии. У нас среди выпускников, например, обязательно какая-то часть (скажем, человек десять-пятнадцать) собираются дальше учиться по этой специализации. Но все равно программистов все время не хватает: например, потому что они уезжают в другие страны или даже не уезжают, но работают отсюда на иностранные компании.

Интересно, что некоторые выпускники оставляют "компьютерные науки" специализацией второго выбора. Например, не поступил на архитектурный, пошел туда. То есть у них особой любви к программированию нет, но есть понимание, что это востребованная специальность. Впрочем, тут есть и такая штука: даже при огромном дефиците программистов никому не нужны плохие программисты…

Досье: Владимир Литвинский

Преподаватель информатики (и математической лингвистики факультативно) и заместитель директора в 40-й школе. Работает в школе с 1990 года. Дважды награжден "Золотой ручкой" (награда, присуждаемая Рижской думой). В свободное от школы время преподает на юношеских компьютерных курсах "Progmeistars". Вместе с коллегами по 40-й и компьютерным курсам организовал и проводит летнюю математическую школу МИФ (Математика, Информатика, Физика).

Ссылка на основную публикацию
Хороший набор инструментов для автомобиля отзывы
Счастливым обладателям автомобилей необходимо иметь при себе инструменты, помогающие в чрезвычайной ситуации с машиной. Ежегодно выпускается большое количество разнообразных инструментов,...
Фейковая карта visa с деньгами
Getting a valid Visa credit card number Visa credit card number (Bulk Generate Visa Cards) To check if your credit...
Фейсбук страница владимира панаева
с 16 по 26 Декабря Поволжское отделение Российской академии художеств Лаврушинский пер., д. 15Москва 15 декабря в 18.00 в Координационном...
Хонор похожий на айфон
Apple активно продвигает iPhone XS, но есть ли достойная альтернатива дорогому и в чём-то «сырому» устройству? Honor наносит ответный удар...